хроника

Владислав Пастернак: «На нас всё сломалось»

Ситуацию с фильмом «Аутло», отменами премьер и будущим прокатом комментирует дистрибьютор, генеральный директор кинокомпании HHG Владислав Пастернак.

С чего начать? У фильма «Аутло» есть прокатное удостоверение и есть удостоверение национального фильма. Прокатное удостоверение выдано еще в 2019 году. Есть специальная цензурированная версия, подготовленная для показа в кинотеатрах с возрастным ограничением «18+», где заблюрено все, что нельзя показывать на экране, и запикано все, что не может звучать в зале. Фильм демонстрировался на важном международном фестивале дебютов «Дух огня», где получил призы. То есть, его художественная ценность доказана экспертным сообществом. Кроме того, он показывался на фестивалях в Таллинне и Санта-Барбаре. Возможно, зарубежные фестивали не являются для нашей страны признаком качества, но тем не менее.

«Аутло». Реж. Ксения Ратушная. 2020
Для нас это всегда был фильм о свободе, о свободе самовыражения.

Конечно, у фильма есть огромное количество хейтеров. Я не хочу навешивать ярлыки, но возможно, мы имеем дело с одним из самых одиозных фильмов в новейшей истории в России. Добавляет масла в огонь и то, что фильм связан с ЛГБТ-тематикой, слова «гей» и «трансгендер» упомянуты в официальном синопсисе, и в силу этого консервативная, гомофобная аудитория его принимает в штыки, даже не удосужившись посмотреть. Как только появился первый заголовок «Организаторы фестиваля „Дух огня“ в Югре не планируют отменять показ фильма „Аутло“ о геях», идет эта кампания нагнетания истерики.

Но мы как прокатчики не позиционируем «Аутло» как фильм о геях. Нам приходится иметь дело с тем, что уже есть. Так его позиционировала озабоченная общественность. Для нас это всегда был фильм о свободе, о свободе самовыражения. Это сюрреалистический, артхаусный фильм, у которого нет претензий на то, чтобы стать портретом поколения. Это фантазия.

«Аутло». Реж. Ксения Ратушная. 2020
«Собаки не носят штанов» — Четыре буквы и одна смерть «Собаки не носят штанов» — Четыре буквы и одна смерть

Я неоднократно продюсировал и прокатывал острые, неоднозначные фильмы в категории «18+», и для меня не стало неожиданностью подобное отношение к «Аутло» консервативной публики. Мы на эту публику и не рассчитываем. Более того, мы не рассчитывали и на шум, как может кто-то подумать. Фильмы, которые мы выпускаем, это всегда прежде всего художественное высказывание. И «Девочка», и «Собаки не носят штанов», премьера которых прошла в рамках Каннского кинофестиваля. «Девочка», вообще, главный дебют года, на фестивале в Каннах фильм получил «Золотую камеру». «Собаки не носят штанов» удостоились главных премий национальной киноакадемии Финляндии. Эти картины смотрит особенная публика. Их еще нужно постараться найти в кинотеатрах.

Но подчеркну, мы не ставили своей задачей репрезентацию.

Однако в случае с «Аутло» против картины выступила и другая публика — ЛГБТ-активисты. До какого-то времени фильм поддерживали, а после первых показов и рецензий, выяснилось, что фильм представляет собой «неправильную репрезентацию». Тут два аспекта: во-первых, кто это снимал, а во-вторых, как это снято. Режиссер Ксения Ратушная не является представителем ЛГБТ-сообщества, прокатчик, вообще, цисгендерный мужчина. Сказали, что это «культурная апроприация», «эксплуатация» и т.д. Фильм сделан неправильно, потому что не мог быть сделан правильно. Но подчеркну, мы не ставили своей задачей репрезентацию. Это фантазии, проекции режиссера, ее внутренние архетипы. Критика с активистской стороны, как мне кажется, не имеет смысла. Фильм нужно смотреть как фантасмагорию. Тем не менее, фильм оказался между двух огней.

«Аутло». Реж. Ксения Ратушная. 2020
Цензура в российском кино — Что случилось с «Аутло»? Цензура в российском кино — Что случилось с «Аутло»?

С лета мы пытаемся организовать премьеры картины и ее прокат. С релизом пока все нормально. Хуже моих ожиданий, но все же около десяти экранов в больших городах подтвердили свои намерения. Прокат отменится, только если у нас отзовут прокатное удостоверение. Если это произойдет, нужно будет судиться, так как любой эксперт подтвердит, что в фильме нет никакой «пропаганды ЛГБТ». Это фильм «18+», в котором нет ни мата, ни порно. Хотя когда-то в РФ показывали фильмы с элементами порнографии — того же Ларса фон Триера.

Государственных денег на него никто не просил.

Организовать премьеры было сложно. Сначала сорвался показ в «Октябре», хотя сейчас планируется прокат в четырех кинозалах «Каро». Затем не было показа в зале «Президент-отеля», который мы арендовали. Отказ нам объяснили техническими проблемами. До нас и после нас было нормально, а на нас все сломалось. С государственными учреждениями тоже не сложилось, хотя все документы у нас есть. У нас представители площадок спрашивают: «А кто у вас взял фильм?» Показ в Третьяковке многое мог решить. Об отмене мы узнали случайно: Ксения зашла на страницу расписания и поняла, что она зависает, продажи билетов не идут. Я написал коллегам, и они ответили через пару часов, что решено (мне не сказали, кем именно) фильм не показывать. Очевидно, это было решение не изнутри Третьяковки. Теперь нас спрашивают: «А почему Третьяковка отменила показ?» У меня ответа нет.

«Аутло». Реж. Ксения Ратушная. 2020
«Аутло» — Подростки не носят штанов «Аутло» — Подростки не носят штанов

Я видел фильм, и мне кажется, что единственное, против чего можно бунтовать, это его аннотация. Все ужасы, которые люди рисую себе в голове, — это миражи в головах тех, кто фантазирует по мотивам краткого описания. Люди представляют себе страшную порнографию и ужасаются. Я не знаю, в чем проблема. Сейчас в прокате идет Озон «Лето’85», а полгода назад был прокат «Портрета девушки в огне». И показы шли спокойно. Может быть, дело в том, что «Аутло» — это российский фильм, снятый российским режиссером? Но ведь государственных денег на него никто не просил.

Как мне кажется, после скандалов с «Любовью» и «Похоронами Сталина», пространство свободы в прокате серьезно сузилось. Оно сужается постоянно. Когда мы прокатывали «Девочку», скандал был мощнейший, но мы к нему не стремились. Это не помогло фильму, в котором нет и капли гомоэротизма. «Собаки не носят штанов» шли уже меньшим числом экранов. Каждая попытка показать что-то нестандартное — как последняя.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: