Рецензии

Задачка — «Мы больше туда не пойдем» Симона Эллоко

В феврале в рамках международного онлайн-фестиваля французского кино MyFrenchFilmFestival мы провели конкурс кинокритических рецензий среди профессионалов — студентов и выпускников профильных учебных заведений. По итогам было определено три победителя. Публикуем третий текст — статью Александры Ким о фильме «Мы больше туда не пойдем».

Все, как в задачке по математике. Дано: август, сельская местность и двое братьев, предоставленных самим себе. Завязка картины — убийство отца, совершенное мальчиками 8 и 12 лет. Мы слышим выстрел в начале фильма — это и есть точка отсчета их новой жизни. Между убийством и его обнародованием пройдет два дня — маленькая эпоха безвременья для этих детей. У них уже нет и не будет прошлой жизни с тираном-отцом, но и их будущее еще не наступило, что там? Интернат и разлука.

«Мы больше туда не пойдем». Реж. Симон Эллоко. 2021

Режиссер органично воссоздает детскую вселенную, когда окружающий мир одушевлен, гиперболизирован и очень красочен. На протяжении фильма подчеркивается связь детей с природой: младший, Тео, разговаривает с кузнечиками, пойманными в лесу, что-то шепчет дереву, очень любит цветы. Старший, Жакоб (или вернее Яков в русской версии), находит тушку зайца и хочет его похоронить, потому что их мир составляет с миром природы единое целое, и потеря одного воспринимается как своя собственная потеря. Тем сильнее диссонанс от того факта, что недавно дети убили своего отца.

Пассивное участие — тоже участие, знание и не сопротивление злу — это такое же зло

Здесь начинает разворачиваться драма почти по Достоевскому, в мире которого библейские аксиомы («не убий», например) ставятся героями под сомнение и проверяются на соответствие истине. Конечно же, возникает аллюзия на «Братьев Карамазовых» с той лишь разницей, что перед нами совершенно невинные дети. Или уже не невинные?

Режиссер настаивает на том, что старший, Жакоб, совершая убийство, становится уподобляется отцу (не зря его брат как-то бросит: «ты на него похож»), совершив однажды насилие, он уже не может его не воспроизводить. В то время как младший, не принимавший активное участие в преступлении, сохраняет свой нетронутый мир. Именно поэтому Жакоб периодически проявляет агрессию: кричит, провоцирует брата и рушит все вокруг, а младший остается творцом и созидателем (рисует, наряжается, украшает дом).

«Мы больше туда не пойдем». Реж. Симон Эллоко. 2021
«Мы должны веселиться!», — кричит Жакоб. Именно за это он и сражался наверху со злом

И все-таки мир обоих братьев уже разрушен, я считаю, что здесь, как и у Достоевского, вина все равно ложится на обоих. Потому что пассивное участие — тоже участие, знание и не сопротивление злу — это такое же зло. Подсознательно маленький Тео это чувствует: «Мы попадем в ад?», — спрашивает он, однако в силу возраста и обстоятельств (не будем забывать, что убийства ребенок не видел) герой травмирован меньше. Он просто слышал, знал, что происходит, и его сознание воспринимает это как победу рыцаря над драконом в сказке. Жакоб переживает случившееся острее, ведь он держал оружие, сам нажимал на спусковой крючок, это на его одежде были следы крови. Мальчик больше не может уйти в игры и веселье, его преследуют: звук выстрела, настигающий во сне, фигура отца, то спускающаяся сверху по лестнице ночью, то выходящая из-за дерева в тишине леса. Он не оставит Жакоба. Не потому, что это фантастическая история про призрака, а потому что это олицетворение совести мальчика. Тот самый внутренний голос, который напоминает ему о преступлении под сбившийся ритм биения сердца, под учащенное дыхание в темноте.

Жакоб как главный герой проходит не то чтобы этап взросления, скорее обряд инициации. Потому что совершенное им — это не просто убийство, это попытка отстоять их детство, защититься. Не исключено, что главной мотивацией героя было именно спасти брата, потому что больнее переносить страдание того, кого любишь. Но груз мертвого тела совершенно неподъемен для узких детских плеч. Поэтому то, что режиссер показывает как воспроизведение насилия, не что иное, как истерика, нервный срыв. «Мы должны веселиться!», — кричит Жакоб. Именно за это он и сражался наверху со злом, за их с братом счастливое будущее.

«Мы больше туда не пойдем». Реж. Симон Эллоко. 2021

Заканчивается лето, наступает время попрощаться с детством во имя такой непонятной, противоречивой взрослой жизни. А детство, какое бы ни было нам дано, все равно остается детством. Главное, чтобы и в будущем остались силы любить, верить и мечтать, как в детстве, что все будет: и тракторы, и коровы, и поля.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: