Фестивали

Кинотавр-2015: Три с половиной фильма


Сразу в трех конкурсных картинах («Страна Оз» Василия Сигарева, «Тряпичный союз» Михаила Местецкого, «Парень с нашего кладбища» братьев Чижиковых) ближе к финалу происходит пожар — и, кажется, это пожар, который выжжет наш дом до тла. «Кинотавр» всегда был слепком коллективного бессознательного — и в 2007-м, когда за пару лет до Евсюкова явил целый ряд фильмов про злых ментов, и сегодня, когда программа складывается в панораму масштабного цивилизационного кризиса: непонятно, о чем снимать, зачем снимать, как снимать — так гори все огнем (так же стоит отметить проходящую через многие работы сквозную тему дефекации; наконец, во внеконкурсной «Родине» Петра Буслова главный герой, экспат в Гоа в исполнении Петра Федорова, кричит из окна индийского автозака резюмирующее: «Русские, вы говно!»; что ж, осознание — начало выздоровления). И если в прошлом году на фестивале произошла мини-революция (появилось несколько новых имен, интересных фильмов и — главное — наконец появились авторы, готовые говорить о себе и о своей боли), то этот год оказался годом некоторой реакции; ответом на вызовы времени стало странноватое, претенциозное, вымученное кино с богоискательскими амбициями. Дебютанты в большинстве своем не оправдали надежд. Приз за дебют «Чайкам» Эллы Манжеевой, уже показанным в Берлине, однозначно — лучшее решение). Интересная история приключилась с фильмом «Пионеры-герои», рассказывающем о психо-сексуальной травме последнего советского поколения: режиссеру Наталье Кудряшовой действительно удалось попасть в область вытесненной травмы, и за время фестиваля не раз и не два приходилось вспоминать и говорить о чем-то забытом, похожем; сеанс коллективного психоанализа удался (чего нельзя сказать про фильм), а такое бывает редко. В остальном же хотелось бы обратить внимание и перечислить ровно три фильма (и одну короткометражку), о которых вообще стоит говорить.

 

«Ангелы революции» Алексея Федорченко (приз за режиссуру, «Слон» гильдии киноведов и кинокритиков)

Главные герои фильма — вчерашние комиссары в пыльных шлемах — едут на Восток к хантам, чтобы открыть школы, низвергнуть шаманизм и утвердить суперматизм, но получается у них плохо: модерн, линейное движение вперед оказывается невозможно в пространстве циклического природного времени, и революционный авангард растворяется в реальности мифа. По духу фильм Федорченко напоминает вольные постперестроечные киноэксперименты, которые сегодня кажутся образцами недосягаемой фантазии и свободы; возвращение к революционному авангарду, наследование ему — тоже характеристика скорее того, чем нынешнего времени; но при просмотре «Ангелов» понимаешь, что у современного русского художника по-хорошему не может и не должно быть других предшественников; все остальное — мертво. И да — Федорченко удается сделать то, что также удавалось в конце 1980-х-начале 1990-х (см. «Чекиста» Рогожкина) и совершенно не удалось, например, Никите Михалкову в «Солнечном ударе»: революция в «Ангелах» становится мистериями обновления, в которых посвященные жрецы сами приносят себя в жертву. Подробнее о фильме — тут.

 

«Страна Оз» Василия Сигарева (приз за лучший сценарий, «Слон» от гильдии киноведов и кинокритиков)

Василий Сигарев создал для Яны Трояновой роль современной святой — простодушной, понаехавшей из Малой Ляли, которая в новогоднюю ночь совершает вынужденный обход по социальным стратам большого города. Электорат ЛДПР, электорат Навального, электорат кого угодно становится здесь объектом безжалостной и тонкой сатиры (многие фразы обречены уйти в народ, если народ посмотрит фильм), но в этом аду есть своя Беатриче, и ее присутствие не позволяет называть кино чернухой; да, русская жизнь инфернальна, но она продолжается вопреки всему, и на самом дне всегда отыскивается источник света. Подробнее о фильме — тут.

 

«Про любовь» Анны Меликян (гран-при, приз жюри прокатчиков)

Победитель, фильм Анны Меликян был показан в конкурсе последним, и этот просмотр, постоянно перекрывавшийся хохотом и овациями, искупил страдания последней недели. Фильм — несколько феерически смешных анекдотов о любви, соединенных живой ниткой, лекцией героини Ренаты Литвиновой о любви же, прошлым летом проходившей на «Стрелке». В числе героев — японка, помешанная на русской культуре и мужчинах; секретарша, раздумывающая над непристойным предложением босса; художник-нонкоформист и две его параллельные подруги; парочка странноватых косплееров. Помимо того, что все это очень смешно написано и блистательно разыграно Ренатой Литвиновой, Марией Шалаевой, Равшаной Курковой, Евгением Цыгановым, Александрой Бортич и другими, стоит заметить, что Меликян сегодня — единственный режиссер, умеющий видеть и изображать Москву, самый некиногеничный город на планете Земля. Москва у Меликян одновременно воображаемая и очень узнаваемая, глянцевая, сытая, трогательная и жалкая — таковы же и москвичи, и точка, с которой смотрит на них режиссер абсолютно уникальна: наблюдательность, убийственная ирония, никогда не выходящая за пределы сострадания и гуманизма.

 

«Угонщик» Максима Кулагина (специальный приз программы «Кинотавр. Короткий метр»)

Короткометражный конкурс «Кинотавра» продолжает вызывать интерес, хотя отборщики с упорством достойным лучшего применения уже второй год подряд разбавляют работы студентов и дебютантов новеллами той же Меликян и Жоры Крыжовникова — зачем? Тем не менее, именно в коротком метре встречаются истории и жанры, которых никогда не увидишь в полном; «Угонщик», получивший один из призов, начинается как криминальный экшен, а заканчивается как остроумный зомби-хоррор, весело и ненадрывно (в отличие от полнометражного «Гостя» Дениса Родимина) раскрывающий тему грядущего апокалипсиса.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: