Борец и клоун


Два года назад на показе фильма «У самого синего моря»
Бориса Барнета в кинозале смеялось всего человек двадцать. Сегодня стало понятно, что нечто неуловимо изменилось к лучшему. Перед просмотром картины «Борец и клоун»
Синематека с непреклонностью объявила, что мест нет, как это
бывает на сеансах какого-нибудь Пабста или Фейдера В первых
рядах был даже замечен Адо Киру1, а на галерке — посланцы
Cinéma 592, вынужденные по долгу службы интересоваться
всеми новинками этого года. Однако это только начало, ибо
большинство, за исключением вашего покорного слуги и его
друга Риветта, все-таки встретило эту необыкновенно милую
оперу-буфф, снятую на пленку «Совколор», без особого восторга. Но кажется, что нужно иметь каменное сердце, чтобы
морщиться от фильмов Барнета, не будучи дураком.

Конечно, «Борец и клоун» — это фильм, сделанный на заказ, и наш друг Борис слишком хорошо вышколен, чтобы отказываться от тех преимуществ, которые дает режиссеру школа.
Именно в этом таится секрет искусства стилизации, благодаря
которому «Щедрое лето» не уступает «Серенаде трех сердец», «Подвиг разведчика» — «Диверсанту», «Девушка с коробкой» —
«Нью-Йоркской шляпке», а «Борец и клоун» — «Оттенку алого».
Знаменитый стиль Triangle3 сегодня надо искать не у Аллана
Дуана или Рауля Уолша, а как раз у Бориса Барнета.

Этот стиль — в крупных планах отважных девушек, парящих на воздушной трапеции, девушек, которые томно хлопают ресницами, едва почувствовав, как сжалось сердце. Он
в идеальной перспективе общих планов, достойных сравнения
с чистыми линиями садов Ле Нотра4. Он в скупых движениях
камеры и в свободном изяществе рассказа, невольно оспаривающем пристальность взгляда. Барнет обладает даром повествования — той единственной манерой слога, что всех, кто
не преминет ей воспользоваться, делает рассказчиками от бога. Благодаря Борису Барнету жив этот неподражаемый стиль,
который умрет только вместе с кино. А пока — да здравствуют «Борец и клоун»!

Cahiers du cinéma. 1959. N 94.
Перевод с французского Анастасии Захаревич



1 Адонис (Адо) Киру (1923–1985) — кинокритик и режиссер, один из
авторов Cahiers du cinéma (Здесь и далее примеч. пер.). Назад к тексту.
2 Путеводитель для кинозрителей за 1959 г. Назад к тексту.
3 Triangle Film Corporation — кинокомпания, основанная в 1915 г.
Д. У. Гриффитом, Т. Инсом и М. Сеннетом. Назад к тексту.
4 Андре Ле Нотр (1613–1700) — придворный ландшафтный архитектор Людовика XIV. Назад к тексту.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: