Что покажет «Артдокфест»?
Новые фильмы
В конкурсе «Артдокфеста-2014» просматривается две магистральные темы: предчувствие войны и оттенки женского — от феминистского акционизма до методики соблазнения потенциальных спонсоров. К сожалению, в основной программе этого года много внимания уделено медийным феноменом (ЛГБТ-движение, «ФЕМЕН», ДНР, Приднестровье, одиозные видеоподкасты), а не обыкновенным для «Артдокфеста» нерасказанным историям маленьких людей — но (пусть и в небольшом количестве) есть и они. Ничего не изменилось: документальное кино в России по-прежнему выполняет функции, от которых отреклось кино игровое — осмыслять и показывать.
«Длинное. Черное. Облако опускается», реж. Александра Лихачева
Один из лучших фильмов конкурса, с легкостью заменяющий просмотр хорошего фикшена: два приятеля-компьютерщика арендуют маленькую машинку, чтобы поехать через всю зимнюю Россию на Олимпиаду в Сочи. Будут по дороге и влюбленности, и разочарования и один большой настоящий облом, и энциклопедия русской жизни, в которой мелькают провинциальные стриптизерши, раб-узбек, деревенская свадьба, русская идея. «Я на все лето уеду в Луганск», — говорит девушка, с которой приятели весело провели время и хотели бы еще, и ты понимаешь, что — помимо прочего — это еще и фильм о последней зиме накануне войны.
«ПМР» (PMR), реж. Миэлис Муху, Кристина Норман (Конкурс)
Не великий, но по-своему поразительный фильм про повседневный быт Приднестровья, в котором не без изумления узнаешь и Новороссию in the making, и уменьшенную копию сегодняшней РФ: культ победы (только не 1945-го года, а 1992-го, с которого республика и ведет свою историю); парады и конкурсы детской песни; несменяемый президент («не будет его, ничего не будет»); примерно один диссидент, пара карикатурно-оппозиционных партий (олдскульные коммунисты и модернизированные поклонники Че Гевары); нищие граждане, умирающие от того, что у родственников не нашлось ста долларов на операцию.
«Я — ФЕМЕН» (Je suis FEMEN), реж. Ален Марго (Конкурс)
Если прошлогодняя «Украина — не бордель» Китти Грин был скорее разоблачением известной арт-группировки, то «Я — ФЕМЕН» — это агиография, житие Оксаны Шачко, рассказанное ей самой (и даже серый кардинал Виктор Святский, у Грин исподтишка управлявший действиями девушек, тут настойчиво называется рядовым феминистом). Житийный тон с самого начала задает то обстоятельство, что будущая активистка с детства занималась иконописью и даже подумывала уйти в монастырь, но реальность потребовала от нее не уединения, а действия.
«Ферма», реж. Андрей Шабаев (Конкурс)
Один из немногих фильмов в программе этого года, приоткрывающий дверь в неизвестное: один год — зима, весна, лето, осень — из жизни женщины, которая уехала за 200 км от Москвы и купила ферму в поселке Черная грязь Калужской области. Сильная, вздорная, неуязвимая («У меня все родственники менты, что они мне сделают?») Светлана могла бы стать героиней «Долгой счастливой жизни» — тогда бы картине о жизни и отчаянии провинциального фермера было бы больше веры.
«Звизжи», реж. Ольга Привольнова (Конкурс)
Звизжи — деревня в Калужской области, недалеко от Николо-Ленивца, где проходят фестивали современного искусства, архитектуры и новых медиа. Фильм возникает на пересечении двух миров: городского контемпорари-арта и архаичного быта деревни, в которой две немолодые женщины делят одного мужчину, девушка выживает без легкого, местные с удивлением рассматривают заезжих хиппи, а старик тихо говорит, что хотел бы просто исчезнуть.
«Пойди туда — не знаю куда, найди то — не знаю что», реж. Сережа Кузнецов (Конкурс)
Путешествие автостопщика из Москвы во Владивосток, заснятое им самим. Поскольку продивгался Сережа Кузнецов по хипповской линии, знакомства у него получаются соответствующие: провинциальные гении — художники, музыканты, кураторы и один подагрический философ, который еще летом прошлого года заявил, что «мы живем в начале Третьей мировой войны».
«Олина любовь», реж. Кирилл Сахарнов (Конкурс)
Оля — ЛГБТ-активистка, которая хорошо училась в школе и с тем же запалом отличницы бросается как на амбразуру российской гомофобии, так и в пучину однополых отношений. В фильме не сообщается ничего нового о жизни участников ЛГБТ-движения — ничего, чего мы бы ни знали из многочисленных публикаций последних лет, но смотреть его стоит хотя бы ради одного момента: когда на экране внезапно появляется третья, разлучница, и на секунду, в единственный момент подлинного соединения человека с реальностью, Оля перестает смотреть на мир сквозь розовые очки.
«Сладкая жизнь», реж. Таисия Решетникова (Конкурс)
Фильм в понятном жанре «за кулисами интернет-феномена» — история успеха Марии Капшуковой, ведущей программы «Бешенство Машки», которая выходила на печально известном KontrTV и в YouTube: в нем напористая девушка с формами рассказывала о том, как быть сукой в большом городе.
«Тимур Новиков. Ноль объект», реж. Александр Шейн (Программа «Среда»)
Один из главных русских фильмов года — увлекательная и глубокая биография художника Тимура Новикова, которую хочется пересматривать снова и снова, чтобы найти ответ на главный вопрос года: «Как это все началось?». Подробнее о фильме — здесь.
«Майдан», реж. Сергей Лозница (Программа «Украина не Россия»)
Анти-«Срок»: фильм, автор которого без остатка растворяется в человеческом потоке на Майдане Незалежности и сознательно избегает любых манипуляций материалом. Для восприятия этого грандиозного аудиовизуального полотна необходимы определенные настройки: надо всматриваться и вслушиваться, не ожидая простых развлечений. Каждая деталь — элементы культурного кода постсоветского человека, которые декодируются иначе, чем в России («Червона рута» тут становится революционной песней) или точно также; мы похожи, но это очевидно другой народ. Еще о фильме — здесь, здесь и здесь.
Старые фильмы
«Артдокдофест» не ленится повторять лучшие фильмы прошлых лет — других площадок для их коллективного просмотра исчезающе мало. В этом году будут показывать не только лауреатов прошлого фестиваля, но и дебютантов-победителей премии документальной премии «Лавр». В списке картин можно найти и первые работы режиссеров, которые стали широко известны только теперь.
«Кровь», реж. Алина Рудницкая (Программа «От А до А»)
Прошлогодний хит «Артдокфеста», IDFA и еще десятка документальных фестивалей, черно-белый фильм о станции переливания красной крови, который ближе к финалу становится поэмой о социальном и биологическом. Еще о фильме — здесь.

Еще чуток, мрази. Реж. Мадина Мустафина
«Еще чуток, мрази» (Программа «Победители Артдокфеста-2013») и «Милана» (Программа «Первые лавры»), реж. Мадина Мустафина
В этом году можно увидеть сразу две работы ученицы Марины Разбежкиной Мадины Мустафиной: невероятное по своей интимности проникновение в ткань жизни бездомной девочки («Милана», 2011) и транссексуала («Еще чуток, мрази, 2013). Прошлогоднее интервью с Мадиной — здесь.
«Последний лимузин», реж. Дарья Хлесткина (Программа «Победители Артдокфеста-2013»)
Лучший полнометражный фильм «Артдокфеста-2013», экскурсия на заповедную территорию московского ЗИЛа, куда впервые после многолетнего перерыва поступил заказ на правительственный лимузин, вселив в немногочисленных обитателей этого города в городе ненужные надежды.

Гербарий. Реж. Наталья Мещанинова
«Гербарий», реж. Наталия Мещанинова (Программа «Первые лавры»)
Документальный дебют Наталии Мещаниновой, снявшей в этом году свой первый игровой фильм «Комбинат „Надежда“»: кино про конкурс красоты в доме престарелых где-то под Новосибирском. Рецензия Антона Костылева на фильм — здесь.

Саня и воробей. Реж. Андрей Грязев
«Саня и воробей», реж. Андрей Грязев (Программа «Первые лавры»)
Первый фильм Андрея Грязева, бывшего фигуриста, который впоследствии прославился как автор картины «Завтра» о группе «Война» — история двух гастарбайтеров, молодого и постарше.
Читайте также
-
Виктор Гинзбург: «Я хотел быть первооткрывателем»
-
Артдокфест-2021 — Что смотреть?
-
В гуще соитий — «Неуместный трах, или Безумное порно» Раду Жуде
-
Жаклин Лентцоу: «Что-то существует в моей голове»
-
Паскаль Таньяти: «Все что я делаю — личный эксперимент над собой»
-
«Окно в Европу» — 5 фильмов, которые можно пересмотреть