5


Я считаю, что время Бергмана снова придет через поколение. Вековой юбилей кино оказался очень показательным, потому что именно в год столетия кино стало ясно, что оно уже выдохлось на той дистанции, по которой бежало прежде. Эстетическая цель, художественная значимость были неприцельным попаданием, одной из многих красок функционального киноспектра. Кино все время с кем-то конкурировало — сначала с театром , потом, в 30-е годы, особенно в Америке — с радио. Появилось телевидение, потом видео, теперь уже кабельное, спутниковое вещание… Аудиовизуальное предложение растет очень быстро. Сейчас выяснилось, что кино уже не может и не должно состязаться с ним по ряду всех этих функций — от познавательной до коммуникативной. У традиционного экрана остался единственный путь — снова стать искусством, вспомнить о своем языке, вспомнить о своей уникальной, более не повторенной нигде системе пространственно-временных отношений. О том, что такое окно в мир больше не открывалось. Для этого надо вернуться на сто лет назад и снова стать черно-белым, немым искусством рафинированной пантомимы, музейным искусством. Я думаю, скоро возродится интерес к знаковому, формообразующему, многослойному монтажу и к домонтажному кино с его поразительным чувством пристального вглядывания. В истории это уже было, но тогда все шло под знаком открытия. Языковые накопления использовались крайне расточительно — новое тут же отменяло предыдущее.

Я уверен, история кино пойдет по второму кругу, но уже не под знаком открытия реальности, а под знаком вглядывания в нее. Новые поколения будут смотреть киношедевры как музейные экспонаты.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: