«Молох» врезается в восприятие редкостной целостностью самого своего образа. Слаженность, пригнанность, слитность всех элементов, необычайная их насыщенность производят позабытое со времен «Сталкера» впечатление художественного монолита прекрасной породы.
Словно бы рабочей целью Сокурова был Gesamtkunstwerk любимого им Вагнера. Музыка творца «Тристана и Изольды» и раньше звучала у Сокурова. Но нигде она так осязаемо не отзывалась в событийно-пространственном мире фильма. Впрочем, почему только Вагнер? А Кранах?
А Фасбиндер? А Бергман? Несмотря на пристрастие автора к Востоку, искусство Сокурова глубоко укоренено в европейской классической традиции. В «Молохе»
она резонирует с необыкновенной силой, и эти отклики чрезвычайно содержательны. Однако патетическая укоризна названия не вполне соответствует общему звучанию произведения. Лучше бы его озаглавить просто «Ева».
Читайте также
-
«Я — капитан» Маттео Гарроне — Песни радости и счастья
-
«Учиться воздуху» — О последней мастерской Сергея Соловьева
-
Айаал Адамов: «Наш мир — это вихри ветра или треск костра»
-
Сесиль де Франс: «Сниматься — настоящий подарок судьбы»
-
Кто есть Америка? — «Нежный восток» Шона Прайса Уильямса
-
«Я хотел понять свое поколение» — Иван Власов о фильме «Дивный мир»