3


«Снимать кино о нас, но по-американски», — таков лозунг современных продюсеров, запускающих в производство блокбастеры. И — снимают. Получаются в основном «охоты на пиранью», а также «антикиллеры», «бои с тенью» и прочие сломанные «росточки» этого синтетического поля, на котором родятся только целлофановые огурцы. У странной этой «культуры», у малосимпатичного сего подвида под названием «русский блокбастер» три главные особенности: клиповая эстетика (когда на экране все несется во всех направлениях, по ходу теряя саспенс, состояние и внятность), загадочная стебно-серьезная интонация (когда режиссеры сами не знают, что же они создают — им бы отдаваться всецело коммерческим перипетиям своих лихих сюжетов, да интеллект мешает, и посему очень хочется поиграть в постмодерн) и катастрофическая неразбериха происходящего (фигура редактора в подобных проектах, похоже, упразднена, а может, так и надо, чтобы ты ни о чем не задумывался, а просто предавался кайфу созерцания).

«Классный стеб!» — говорят поклонники «Охоты на пиранью». Однако боюсь, что перед нами не стеб, а невесть что, да и зрительный зал, если судить по его реакции, видимо, не знает, как воспринимать сей продукт — на трагических или страшных моментах он хохочет, на откровенно комических помалкивает.

Оно, конечно, очень смешно, когда один из персонажей прямо посреди тайги говорит сотоварищам: «Вы мне все надоели, разбирайтесь, как хотите, а я пошел», — и уходит куда-то в тайгу, навсегда исчезая из пространства фильма. Наверно, смешно, когда двадцать мужиков, сидящих в поселковой чайной, все как один оказываются подставными, но начинают атаку на героя не сразу, а только после того, как его любимая девушка сходит на станцию, а потом вернется. Наверно, можно обхохотаться, когда герой неспешной походкой проходит по ангару под выстрелами огромного количества верзил с калашами, оставаясь при этом целым, невредимым и поразительно спокойным. А, может, это все на самом деле чистый серьез и режиссерские недоработки — черт его знает.

Только — вот беда! — в американском кино мы точно понимаем, когда нам смеяться, а когда чего другое. Потому его и смотрит весь мир, а наши блокбастеры если и окупаются, то с большим трудом. Не выходит у нас по-американски.

Да и не надо! К «Брату-2» надо двигаться, к «Белому солнцу пустыни», к «Семнадцати мгновениям весны», к «Неуловимым мстителям», а в них совсем другие законы сюжетостроения. Но разве вдолбишь это продюсерам? — как об стенку горох!..


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: