1
На мой взгляд, единственными режиссёрами, которые несомненно выиграли от отмены цензуры, были Александр Сокуров и Кира Муратова. После 1991 года лишь малая толика прославленных на весь мир режиссёров ушедшей эпохи вообще смогла работать и сохранить свою репутацию. И это только подтверждает мой скепсис по отношению к популярному убеждению, что политико-экономическая либерализация автоматически означает культурную. Никакое «национальное кино» невозможно без сильной государственной поддержки. История, похоже, учит нас, что чем сильнее государство (авторитарное, тоталитарное, даже теократическое: см. Иран), тем более оно щедро к своей киноиндустрии. Парадоксально, но неприкрытая цензура и чинимые препоны стимулируют творческую энергию и чуткость кинематографистов куда лучше, чем демократия, при которой последние неизбежно попадают в ловушку самодовольства и/или тенденциозности. Так что требовалось чудо, чтобы замороженные посткоммунистические кинематографии вновь ожили. Блестящим исключением стало молодое чешское кино; венгерское кино в определённый момент также смогло вновь обрести собственный стиль; кроме того, на этой территории работали несколько плодовитых «старпёров», как Кустурица, Сабо, Вайда, Янчо. Российское же кино таким исключением не стало (хотя отдельные жемчужины появлялись и в 90-е: «Остров мёртвых», «Утомлённые солнцем», «Мусульманин», «Пьеса для пассажира», «Мать и сын», «Кавказский пленник»). Но сейчас общий европейский кинопейзаж, так сказать, «увял», и нынешнее оживление российского кино является тем более феноменальным! Причём перемены произошли в мягкой, ненавязчивой манере. Это не было драматическим разрывом с прошлым, как в чешском и венгерском кино. Напротив, здесь всё время происходили подспудные, малозаметные изменения (и в стилистике, и в мировоззрении), и накопившись, они — точно по Марксу — породили качественный скачок. «Смена караула» совершилась, пришли новые перспективные режиссёры (А. Звягинцев, Б. Хлебников и А. Попогребский). А главное — кинематографисты наконец уяснили, что «снаружи» есть зрительская аудитория и что её ожидания нужно учитывать.
Читайте также
-
Сеанс реального — «Другая страна» Ренато Боррайо Серрано
-
Анастасия Зверькова: «Самая страшная встреча — с самим собой»
-
Рисовальщик Исаак Махлис — К 130-летию со дня рождения
-
Алиса Насртдинова: «Приспосабливать фильмы к реальности»
-
Жуан Канижу: «У моих героев нет шансов понять друг друга, но у нас они есть»
-
Слово на букву «К» — О новых бумажных киножурналах