1
У меня впечатление, что конкретные фильмы стесняют режиссерское дарование Расторгуева. Возможно, он так интенсивно проживает время съемок, что окончательная версия фильма его не очень волнует. В «Диком пляже» или в «Горе» особенно заметно, что «неумелый» монтаж для режиссера принципиален. Мне казалось, что «Дикий пляж» должен быть либо много короче, либо много длиннее. А уж «Гору» я восприняла вообще как материал.
В фильмах Расторгуева привлекает беспощадность зрения, физиология изображения как идеология. Так называемая объективность документалиста экспонирует разрыв между режиссерским взглядом, точным у Расторгуева, — и режиссерским зрением, которое пока не свободно. Хотя, возможно, к свободе от богатого материала Расторгуев не стремится. Не знаю.
Расторгуева не интересуют «художественные средства». Ему нужно время — время для проживания его собственной истории зрения. Пока режиссер, по-моему, не озабочен археологией этого зрения.
Существующая в его фильмах реальность предполагает особую длительность, которая приручает зрителя к избранному материалу. А кого-то, конечно, и отталкивает.
Мне же ясно, что режиссер длит, продлевает удовольствие съемочного процесса, включая неизбежные трудности, и чего-то дожидается. Чего же?
Важно, что в фильме «Бродвей. Черное море» Манский снимал своего центрального персонажа — пляжного фотографа — как одинокого человека, героического бабника и курортного профессионала на любителя. На том же месте и того же персонажа Расторгуев снимает как смертельно уставшего, зависящего от «крыши» работягу. То есть снимает уже не как коммерческого художника, а как документалиста, зарабатывающего себе на жизнь.
Но больше всего меня, поклонницу Расторгуева, интересует один вопрос: переход от монтажного «реального» кино к «реальному» кино с ослабленным монтажным мышлением. Я пока не могу почувствовать нерв этого приближающегося открытия, к которому, как мне кажется, движется Расторгуев. Его режиссерский взрыв впереди.
Читайте также
-
Энергия несогласия — «Евгений Телегин» Виктора Тихомирова
-
«Адрес — время, а не место» — Новая жизнь Канского видеофестиваля
-
Как сберечь — нет ли средства, нет ли, нет ли, есть ли...
-
Обладать и мимикрировать — «Рипли» Стивена Зеллиана
-
Музыка, рождающая кино — Рюсукэ Хамагути и Эико Исибаси о фильме «Зло не существует»
-
Мы идем в тишине — «Падение империи» Алекса Гарленда