1
Казалось бы, автор последовательно устраняется из наблюдаемой реальности и не может в нее вмешаться. Как бы не так! Он делает с уже отснятым материалом что хочет. Да и сама «история» тоже может быть трактована как угодно. Исходная сюжетная ситуация фильма «Тише!» впрямую взята из раннего фильма Кшиштофа Кесьлевского «Кинолюбитель», где жена героя меланхолически наблюдает из окна за тем, как рабочие чинят асфальт, и говорит: «Ну, вот, чинят, потом снова вскроют…» Герой Ежи Штура, постигающий кинематографическую премудрость на личном, то есть сугубо эмпирическом опыте, — сразу хочет спуститься вниз, поставить камеру вровень с «объектом» и зафиксировать реальность, но жена с той же интонацией советует снять сцену из окна. После чего герой приходит в восторг и говорит: сейчас, только штатив принесу, и — уже в полном восторге от сделанного им открытия: «Мы тут документальное кино снимаем!» Так что эмпирика, наблюдаемая Косаковским из своего окна тут как минимум второго порядка. Сам режиссер, правда, говорит, что экранизировал рассказ Гофмана «Угловое окно». Не суть важно. В данном случае Косаковского делает демиургом буквальное «устранение» автора из наблюдаемой реальности. Возможно ли «неавторское» документальное кино? Этот эксперимент длительностью час восемнадцать подтверждает: невозможно.
Читайте также
-
Энергия несогласия — «Евгений Телегин» Виктора Тихомирова
-
«Адрес — время, а не место» — Новая жизнь Канского видеофестиваля
-
Как сберечь — нет ли средства, нет ли, нет ли, есть ли...
-
Обладать и мимикрировать — «Рипли» Стивена Зеллиана
-
Музыка, рождающая кино — Рюсукэ Хамагути и Эико Исибаси о фильме «Зло не существует»
-
Мы идем в тишине — «Падение империи» Алекса Гарленда