1


Трилогия Андрея Осипова о поэтах Серебряного века — классический образец просветительского кино, основанного на известном материале. Образованный человек не найдет для себя в этих фильмах почти ничего такого, чего он бы не знал о жизни и творчестве Волошина, Белого или Цветаевой, зато с удовлетворением отметит собственную продвинутость. Остальные прослушают отлично иллюстрированную и толковую лекцию, совмещенную с театрализованным представлением, и узнают много нового. Сами по себе художественные средства, которыми пользуется автор фильма, традиционны, но нетрадиционно их применение. К примеру, в «Голосах» мы слышим давно умерших людей, когда-то живших на даче Максимилиана Волошина. Казалось бы, обычная игровая реконструкция, — но не совсем: воспроизводятся лишь голоса, а люди не появляются. И возникает атмосфера то ли спиритического сеанса, широко распространенного в то время в определенных кругах, то ли «дома с привидениями». А в «Охоте на ангела» рассказ об Андрее Белом иллюстрируется не обычными в такой ситуации хроникальными кадрами, а кадрами из игровых лент 1910-х годов. Разумеется, авторы понимают, что эмоциональный строй «мещанской драмы» отличен от душевного настроя представителей «высокого» художественного мира тех лет, но ведь несомненно и сходство, заставляющее усматривать в треугольнике Блок-Белый-Менделеева структуру отношений героев Гардина и Бауэра. Только ленивый не вспомнит в этой связи Пушкина, который ругал людей, низводящих гениев до своего уровня, и утверждал, что гений, даже когда он мал и мерзок, мал и мерзок не так, как вы, по-другому… Осипова и Агишева упрекали «по Пушкину» — прямым текстом за «снижение» высоких образов, а подспудно — за само уподобление страданий высоких душ треволнениям душ мелких. Но сравнения не запрещены — нужно лишь помнить, что они всегда прихрамывают.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: