1


«Лики Серебряного века» — менее всего сериал, к которому можно было бы присоединять все новые и новые ленты о других поэтах того же периода. Это особое, уникальное в своем роде явление, где очень сложно соотнесены законы документального и научно-популярного кино. И общий замысел становится вполне понятным только после окончания ленты, трилогию эту завершающей. Для Осипова Серебряный век — уже не повод гордиться прошлым отечественной культуры в судьбоносный момент ее развития, но вопрос, обращенный к будущему современной России. Какой опыт передали поэты Серебряного века, кроме пророчеств о грядущем кошмаре века Двадцатого, сведенных за последнее десятилетие к возвышенной банальности масскульта (как раз в духе декадентских «бездн»)? Напоминая все трагиче-ские обстоятельства, связанные с советским давлением на каждого из поэтов, Осипов показывает: главным для них был личный, абсолютно индивидуальный ответ на ситуацию. Не были они ни героями, ни пророками, знавшими все наперед, — их прозрения рождались вследствие гигантского напряжения духовных сил. И если о давлении советской власти рассказано в фильмах трилогии, и обстоятельства жизни каждого поэта — предмет фабулы, элемент повествовательной конструкции лент, то давление «века масс», бросившего главный вызов поэтической индивидуальности, именно показано визуально. В максимально огрубленной формулировке магистральный сюжет таков: от слегка отстраненного повествования о Волошине, — через «киносеанс», иллюзию времени, которому противопоставлена гениальная интуиция Андрея Белого о времени без иллюзий, — к Марине Цветаевой, погруженной в самую темную глубину эпохи, единственное оправдание которой — поэзия.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: