1
Образцовый кинодокумент эпохи и нации. Умный, неспешный, точный, тонкий. Ни одной «авторской придумки»; ничто здесь — не «элемент стиля». Фильм не членится на кадры и монтажные фразы: так фреска не знает иной «рамки», кроме архитектурных контуров храма, и разливается по поверхности Здания ровно и спокойно, как Время. Говоря же формально, сюжет здесь совпадает с методом. С первых же минут создается ощущение, что для народов с культурой, в этом фильме отраженной и этот фильм вдохновившей, любое лихолетье — турецкое ли, советское ли, — лишь абзац в длинном летописном свитке. Величайший из армянских поэтов писал: «Беря плоды — их обаянье ведай. Беря коралл — его названье ведай». Можно, конечно, рассматривать эти строки как документалистский манифест в лефовском духе, как апологию метода гутмановского фильма. Можно — но не хочется. Это просто поэзия.
Читайте также
-
Тень, верная себе — «Михаэль» Карла Теодора Дрейера
-
Утро первого — «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой
-
По стеклу — «По ту сторону» Флоранс Мьель
-
Разминая ноги — К 100-летию Леонида Гайдая
-
Генрих Игнатов: «Призраки появляются за счет монтажа»
-
Глухая балерина — Из книги Бориса Тулинцева «Нестертые следы»