18+

Стальная шелуха

«Метро». Реж. Антон Мегердичев, 2013«Метро». Реж. Антон Мегердичев, 2013

Фильм «Метро» Антона Мегердичева приглянулся большинству рецензентов своим постановочным уровнем — впервые за много лет у нас появился прилично скроенный фильм-катастрофа в духе «Экипажа» и голливудских образчиков. Да, действительно, это нестыдный российский фильм, который качественно выделился на фоне общего отечественного кинобизнеса, но из всех этих напрашивающихся сравнений с «голливудом» понятно, что «Метро» не сделало ничего нового в контексте зарубежного кинематографа. Другое дело, что Мегердичев, ответственный за дикий «Темный мир 3D» и более-менее приличный «Бой с тенью 2», и не стремился к чему-то оригинальному. Лишь удобоваримо собрал узнаваемые штампы. Вот пародия на сериал «Скорая помощь» с нашим Клуни-Пускепалисом, вот сцена измены в пентхаусе в духе «Секса в большом городе», вот телеоператор из «Годзиллы», а следом начинается подземная версия «Титаника». Все бы хорошо, но подобные заимствования неприменимы к российской действительности, которой «Метро», очевидно, оперирует. Ведь важное достоинство фильма — он затрагивает нашу пульсирующую реальность с этим переполненным метро, душными пробками, губительными застройками, клаустрофобией мегаполиса и пугающей московской атмосферой. Именно в эти моменты «Метро» действительно пугает до жути.

У «Метро» был бы шанс стать по-настоящему живым и страшным фильмом-катастрофой в связке с нашей узнаваемой реальностью, если бы не сквозящая фальшь русского мелодраматического кино в кадре. Регулярно дающие петуха персонажи так сильно раздражают именно потому, что напрочь вышибают из густой реальности фильма и вызывают физически ощутимую неловкость за актеров. Если дети играют плохо в русском кино уже по сложившейся традиции, то вот постоянные промашки взрослых актеров объяснить нечем. Пока герои кричат от ужаса, это еще вполне недурно, но когда начинают что-то нормально говорить, то хочется уши зажать, такая фальшь невероятная. Пускепалис по привычке выжимает из себя доктора из «Простых вещей», но уже не так убедительно. Светлана Ходченкова вовсе не понимает, что ей делать, поэтому копирует свой образ из «Краткого курса счастливой жизни», истерит и мечется туда-сюда на шпильках. Актер Анатолий Белый довольствуется карикатурным злодейством. С второстепенными персонажами совсем беда: просто галерея собирательных образов, поверхностно написанных и необходимых лишь для большей устойчивости сюжетной конструкции. Особенно это касается работников метро и представителей власти, которые постоянно бубнят про «инструкции» и олицетворяют слоган «государство вас всех спасет». Но самый обидный промах вышел с гандболисткой-колдырем — кому вообще пришло в голову, что эту характерную героиню должна играть образцовая лирическая красавица Елена Панова? По большому счету фильм-катастрофа должен заставлять любить людей, как никакой другой жанр. Но в фильме «Метро», к сожалению, почти невозможно понастоящему сопереживать кому-либо из героев. Хочется только сказать «не верю», подобно тому, как сотрудники метрополитена не верят обходчику-алкашу Сергеичу — еще одному карикатурному персонажу в исполнении хорошего актера Сергея Сосновского («Измена»).

«Метро». Реж. Антон Мегердичев, 2013«Метро». Реж. Антон Мегердичев, 2013

Все эти глупости и недочеты начинают всплывать на поверхность, как только спустя полчаса у фильма спадает пафос; тогда «Метро» превращается в привычное русское кино про то, как шесть человек ходят по туннелю, ссорятся, шутят не к месту и льют друг на друга воду бессмысленных разговоров. Как только улетучиваются весь размах и высокотехнологичность, тут же оживают мелодраматические клише, а авторы начинают злоупотреблять привычными сериальными «восьмерками». Подсознательно желаешь, чтобы персонажи скорее снова приступили к водным процедурам. К финалу сценаристы окончательно теряют чувство такта, и зрителю предстоит пережить банальный конфликт обманутого мужа с обманувшей женой, мамблкор с дурными шутками, необъяснимые финальные спасения и секретные бункеры, в которые можно попасть через дырку на оживленной улице.

Однако если знать книжный первоисточник Дмитрия Сафонова, то покажется, что авторы фильма еще неплохо выкрутились из западни, которую готовило это отпугивающе дурное чтиво. В первоисточнике герой Пускепалиса с самого начала живет отдельно от жены и знает, что у той есть любовник, правда, так же, как и фильме, не подозревает, что рога ему наставляет бывший однокурсник. Главная интрига разрешается совсем дубовым способом: врач Гарин узнает о коварной измене из уличного портрета жены с любовником, который нарисовала девушка-художник Алиса и случайным образом прихватила с собой в метро. Самые романтичные персонажи фильма в исполнении Катерины Шпицы и Алексея Бардукова в книге представляют собой неприятную похотливую парочку юнцов, которые карикатурным образом переспали в первый же день встречи и с тех пор называют друг друга «детка» и «ковбой». Признаем: создателям фильма пришлось проделать с этим текстом гигантскую работу. Но может быть, просто стоило вдохновляться чем-нибудь другим? Все-таки очень сложно следовать примеру других, игнорируя стальную шелуху только потому, что лента «Метро» пока самое убедительное российское высказывание в жанре фильма-катастрофы. С нашим укладом жизни фильм-катастрофа мог бы стать, стал главным национальным жанром.

GOETHE FILM
Косаковский
Шоушенк
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»