Зима, уходи! Пресса о фильме


«За Маркса…» — первый в России (да и в мире таких еще поискать надо) политический фильм, вызывающий тени Горького и Эйзенштейна. И если память не изменяет, третий за двадцать лет российский фильм о рабочих.

На первый взгляд, ушла фирменная басковская эпатажность. Активисты независимого профсоюза, гибнущие от рук наемников олигарха, обходятся без мата, обсуждают историософию Василия Ключевского и Михаила Покровского и «Ветер с Востока» Годара. Нет и привычных по фильмам Басковой «кишок наружу»: финальная возня в луже крови рабочего (Сергей Пахомов) и олигарха (Владимир Епифанцев), наделенного гротескной пластикой и страстью к картинам Родченко, — это, скорее, такой философский диспут. Но варенье из разбитой банки, каиновой жижей пятнающее героя, предавшего товарищей, страшнее любой «кровищи по бородище».

М. Трофименков
«Коммерсантъ»

 

Светлана Баскова — художник, и изобразительное начало фильма выполняет в нем не только чисто языковую роль, но и выступает концептом-проводником по истории. По ходу фильма мы движемся от евангельского сюжета «Троицы» (мизансцены, когда трое активистов сидят на лестнице, потом их станет двое, а потом останется только стол) к советским знаковым образам — портрету Шукшина на афише «Калины красной», афише «Мы из джаза» (эти плакаты висят на стене и появляются всякий раз, когда герои обсуждают тактику профсоюзного движения), от них — к соц-арту Ильи Кабакова, ожившей картине «Душ» (сцена моющегося в душе обнаженного мастера цеха повторяет одну из работ серии «Душ») и, наконец, возвращаемся к авангарду («Черный квадрат»). Если вспомнить, что впервые «Черный квадрат» появился как декорация к футуристической опере «Победа над солнцем», то кадр со стилизованным черным квадратом в финале становится логичным завершением фильма, эмблемой нового левого кино, о необходимости которого начинают говорить и в нашей, теперь уже вполне буржуазной стране.

Л. Немченко
«Искусство кино»

 

Хотя авторы «За Маркса…» и настаивают на том, что их «новое советское кино» — прямое высказывание о нынешнем «дикокапиталистическом» обществе, на самом деле их абсурдистский трагифарс — пограничье кино, брехтовского театра, видеоинсталляции — опирается на классическую живопись и советскую производственную драму. Революционно настроенные члены независимого профсоюза говорят о Годаре, Аскольдове, письме Белинского из Зальцбурга (на заводе есть киноклуб). Хозяева завода — беспредельные упыри, озабоченные торгами «Сотби», выведением денег в офшоры и уничтожением активистов, без которых народ сам рассосется. Зрелище любопытное, хотя с кинематографической точки зрения вызывающее вопросы. В связи с нынешней атакой на лидеров оппозиции соцартовское высказывание Светланы Басковой наливается тревожной злободневностью.

Л. Малюкова
«Новая газета»

 

Вслед за мэтрами европейского леворадикального кино она [Светлана Баскова] наделяет кинотворчество интерактивным свойством воздействовать напрямую, подобно агитплакату. При этом, будучи сформирована в постмодернистскую эпоху, она помещает «плакат» в кавычки. Именно так выглядит в ее фильме афиша «Калины красной» Шукшина, висящая на стене комнаты, где собираются деятели независимого профсоюза литейного цеха. Этот замызганный старый плакат мы видим сквозь раму дверного проема. Кадр повторяется несколько раз с меняющимся составом участников. Это своего рода пролетарская «Тайная вечеря» перед решающими историческими баталиями, в которых будут задействованы, среди прочих, Христос и Иуда, Авель и Каин, и при желании можно найти много других знакомых.
Может, я выдаю желаемое за действительное, но фильм Басковой сигнализирует о превращении России пусть не в передовую, но все же буржуазную страну. Каждая уважающая себя кинематография содержит отряд пламенных революционеров, разрушающих капитализм изнутри.

А. Плахов
«Искусство кино»

 

Камерный сильный фильм затягивает, как детектив, при этом в нем есть редкая социальная смелость. Например, в Англии кино о забастовках рабочих давно уже выделилось в целое кинонаправление, а у нас режиссеры этих тревожных тем по-прежнему избегают. Возможно, для автора главный вопрос заключается в том, где сегодня пролегает граница между игровым и документальным, советским и постсоветским пространством. Важна не позиция: «за» или «против» Маркса, а многоточие в названии фильма, отсылающем к одноименной книге Луи Альтюссера.

Т. Дондурей
«Эксперт»


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: