18+

Духless. Пресса о фильме

Экранизация книги Сергея Минаева подоспела к моменту, когда описываемый ею кусок жизни — на стыке большого бизнеса и мелкого криминала — утратил энергию, драйв, прыть, а также страсть к самолюбованию. Будущие историки должны быть благодарны создателям фильма: можно не тратить сотни часов на просмотр корпуса постсоветских фильмов «про гламур», а ограничиться одним. «Духлесс» — это энциклопедия штампов, банальностей, общих мест, которыми принято описывать жизнь обеспеченных горожан 2000?х: тачка, блондинка, офис с белой стенкой, вернисаж со светской хроникой и неизменная спутница банкира/бандита/блондинки — белая дорожка через стодолларовую купюру. <…> «Духлесс» оставляет какое-то элегическое послевкусие, звенящую ноту тоски по красивой, но уже недоступной жизни — примерно в том же ключе герои русского шансона тоскуют по былому из-за воображаемой решетки: «Тачки, шмотки из коттона, видеомагнитофоны, ах, как было клево той весной!»

Ю. Сапрыкин
«Афиша»

 

«Духless», как ни относись к книге и к фильму, повезло в смысле психологического совпадения писателя и режиссера — они люди примерно одной породы, не лишенные определенного таланта и наблюдательности, но слишком стремящиеся нравиться максимально широкой аудитории и потому легко впадающие в пошлость и предсказуемые. Ключевой визуальный образ, придуманный Романом Прыгуновым для «Духless», безусловно удачен: первое, что появляется в кадре, — мусоровоз «Мерседес», прекрасно отражающий суть помоечной книги, герой которой не вылезает из статусных и гламурных мест, при этом постоянно ощущая себя купающимся в помоях и по мере сил поливая грязью всех, кто попадается на его нелегком жизненном пути страдающего эгоиста.

Л. Маслова
«Коммерсантъ»

 

Кино про выбор, который человек совершает каждый день. Герой лечится страданием. И счастливым становится лишь на необозримой подмосковной свалке — изнаночной стороне глянца. Правда, кажется, что дорогой парфюм GreyFlannel никогда не выветрится из лучезарного Макса, а его белоснежная рубашка продолжает подозрительно сиять.

Л. Малюкова
«Новая Газета»

 

Режиссер Роман Прыгунов с третьей попытки (после «Одиночества крови» и «Индиго») овладел голливудским стандартом крепкого жанрового фильма: в отличие от литературного первоисточника, это бодрое зрелище, фильм — бикфордов шнур, динамичным монтажом сводящий на нет бубнеж недовольного приторной жизнью героя. Работают комические аттракционы вроде Бэтмена с лицом Владимира Путина, являющегося Максиму в наркотическом дурмане. <…> И при всех пафосных банальностях срез современных настроений, тем для светских бесед и вечных морально-этических проблем выглядит более-менее достоверно.

В. Рутковский
«Сноб»

 

Претендующий на сатиру «Духless» — фильм очень удобный для теперешней власти, как удобен ей экс-разоблачитель Минаев, переквалифицировавшийся в ярого государственника. Ведь эта картина, в полном соответствии с путинскими заветами, призывает бороться не с системой или чиновниками, а с отдельными нечестными представителями нашего в целом гармоничного социума. К слову, самый мерзкий персонаж здесь — внедрившийся в отечественный бизнес француз, ловящий жирную рыбку в нашей традиционно мутной водице.

А. Долин
OpenSpace.ru

 

Главная метаморфоза произошла с самой идеей книги. Согласно Минаеву, человек, попавший в мясорубку офисного и светского ада, уже не может оттуда вырваться — ему просто некуда податься. Создатели фильма явно щадят своего героя: намек на выход с помойки, которую представляет подобное существование (с этой метафоры картина стартует) на экране все-таки есть.

Я. Забалуев
Hollywood Reporter

 

Арт-группа «Краски», возглавляемая героем Артура Смольянинова, даже в сцене фундаментального боя с силами полиции выглядит как банда школьников, сбежавшая с площадки сериала «Детка» — и это было бы ничего, если бы одновременно с выходом фильма из монтажной не случилось настоящих боев с ОМОНом на Болотной площади. <…> На кино про современность фильм не тянет, несмотря на появляющиеся в кадре айпады — слишком уж быстро она меняется. Но и вневременная притча как-то не вытанцовывается — ну плохо продавать душу золотому тельцу, а дальше что?

А. Крижевский
«Газета.ru»

Клуб
Subscribe2018
Канны
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»