18+
1 АВГУСТА, 2018 // НОВОСТИ

Запрет фестивальных показов в России — реакции

Запрет фестивальных показов в России — реакции

26 июля Госдума рассмотрела в последнем чтении законопроект, регулирующий правила проведения фестивальных показов. Мы писали об этом ранее. Вкратце суть его такова:

 

  • если кинофестиваль не имеет конкурсной программы и жюри, он не сможет показать картину без получения прокатного удостоверения; сейчас закон позволяет обходиться без удостоверений любым фестивалям;
  • также прокатное удостоверение требуется фестивалю, который идет дольше 10 дней и который собирается показывать картину более двух раз;
  • законопроект предусматривает введение утверждаемого ежегодно перечня фестивалей.

 

С момента публикации новости в четверг появились комментарии представителей фестивалей, режиссеров, кинокритиков и других специалистов. Мы публикуем выжимку из этих реплик — о том, кому и как навредят поправки в законе.

На сайте «Медузы» сооснователь Beat Film Festival Кирилл Сорокин говорит о том, как новые поправки соотносятся с мировым кинопроцессом:

«А вот один из самых влиятельных кинофестивалей в мире с точки зрения рынка — это кинофестиваль в Торонто, где показывают больше трехсот фильмов. На нем нет конкурса и призов. Единственное жюри, которое там есть — это зритель. Это не мешает звездам приезжать туда, продюсерам — заключать выгодные сделки, а зрителям — свободно наслаждаться искусством. Это показывает, как трансформировалась роль кинофестиваля.

А у нас Минкульт становится, по сути, надзорным органом, ведь теперь он будет определять, что является кинофестивалем, а что — нет. Это такая форма контроля за тем, что показывают вне репертуара кинотеатров».

Куратор кинопрограмм Третьяковской галереи Максим Павлов отмечает, что проблемным станет показ не только зарубежного кино:

«Согласно закону фильм для любого показа, кроме фестивального и отечественных фильмов в общественном достоянии (т.н. „поправка Солоницыной“, т.е. в настоящий момент до 1947 года выхода на экраны включительно), должен иметь прокатное удостоверение, в котором отражён и способ демонстрации фильма.

А теперь заглянем в госреестр и посмотрим, что, например, сообщает нам он о великой Заставе Ильича.

Вы будете смеяться, но если вы решите устроить публичный показ этого фильма на плёнке и пригласите — дай Бог ему здоровья! — дорогого Марлена Мартыновича, на абсолютно законных основаниях вам выставят штраф до 100 тыс. руб., потому что согласно госреестру у этого фильма есть прокатка только на домашнее и публичное видео, да и её срок закончился ещё в 2010, т.е. её юридически и нет на самом деле в настоящее время.

Так что только конкурс, жюри и на фестивале по списку Минкульта».

Законопроект также угрожает учебе, вернее, легальным путям обучения киноведов и кинематографистов, пишет Андрей Плахов в «Коммерсанте»:

«А что произойдет с образовательными программами в киношколах, включая прославленный ВГИК? Закон и для них фактически предусматривает запрет на показ старого зарубежного кино. Возвращаемся во времена достославного совка, когда только избранные партийные киноведы выезжали на зарубежные фестивали, рассказывали, какие там крутят идеологически вредные фильмы, а потом эти самые фильмы попадали в спецхран и оказывались недоступны даже этим киноведам. Чтобы посмотреть фильмы Висконти и Пазолини, мне, писавшему о них диплом во ВГИКе, не помогла даже подпись министра на письме: Госфильмофонд стоял на страже страшной государственной тайны».

Шеф-редактор «Сеанса» Василий Степанов — о том, что ждет ретроспективы:

«Принятый Госдумой закон ставит под угрозу все специальные кинопоказы без прокатного удостоверения, которые до сих были возможны. Разговор идет о редких фильмах, у которых нет отечественных прокатчиков, о национальных ретроспективах и микрофестивалях непрокатного кино. Получение прокатного удостоверения для одиночного показа такого рода картины — это слишком затратная задача, и этим никто не будет заниматься. Чтобы устроить по новым правилам, например, ретроспективу Гая Мэддина, необходимо будет организовать целый „фестиваль Гая Мэддина“ с жюри и призами. И внести этот „фестиваль“ в реестр Минкульта (что, конечно, маловероятно). Это абсурд радикально высокого уровня».

Владислав Пастернак, вооружившись крепкими цифрами, говорит об экономической несостоятельности нового закона:

«За прошлый год у проекта „ИноеКино“ было 180 сеансов по стране (по стране!). 180 сеансов — это 3–4 дня работы одного мультиплекса. 1% годовой загруженности ОДНОГО кинотеатра. Если даже прибавить сюда все остальные компании, занимающиеся ретроспективами, фестивалями и классикой, наберется, скажем, 1000 сеансов за год. Это не объем. У российской новинки „Килиманджара“ в ее первый уикенд было полторы тысячи сеансов в день. „Миссия невыполнима 6“ — больше 9500 сеансов в день. В стране примерно 4000 залов, ретроспективы и спецпоказы системно проводятся в полутора десятках из них. Экономического толку для российского кино в такой расчистке — ноль».

Как обойти абсурдное требование конкурса, рассказывает Сэм Клебанов:

«…раз уж пошло такое дело, то дарю всем фестивальным деятелям идею: в любой фестивальной программе — от дней новогвинейского кино до ретроспективы Феллини — можно ввести приз за лучший фильм (расходов — только на какую-нибудь безделушку в качестве приза), набрать жюри через фейсбук и вперёд — теперь у вас фестиваль с конкурсом! Кстати, на первом Римском Кинофестивале, где я участвовал в конкурсе с фильмом Отара Иоселиани — примерно так и было — жюри состояло из 50 случайно отобранных зрителей. Правда, председателем у них был Эторе Скола, но в российских условиях это уже не обязательно».

27 июля Ассоциация «Свободное слово» выступила с заявлением по поводу новых правил фестивальных показов.

1 августа кинотеатральные сети и организаторы кинофестивалей обратились с открытым письмом к Владимиру Путину:

«Новые критерии, которые применены для международных кинофестивалей, на которых разрешается демонстрация фильмов без получения прокатного удостоверения, ограничивают фестиваль десятью днями проведения и двумя показами, что абсолютно не учитывает международную практику, специфику российского рынка и масштабов нашей страны, когда фестиваль проходит поочередно в разных городах, а также уже существующий формат, поскольку даже в рамках Московского международного кинофестиваля класса А количество показов одного фильма может составлять свыше пяти».

Среди подписавших документ — киносеть «КАРО», ассоциация владельцев кинотеатров, представители фестивалей «Эпоха перемен», RIFF, Beat Film Festival, ДОКЕР и других, руководители Центра документального кино, объединения CoolConnections, проекта «Иноекино» и многие другие.

 

Ответы Минкульта и Госдумы

Также 27 июля появились комментарии Елены Ямпольской, которая на днях вступила в должность главы комитета Госдумы по культуре:

«Считаю, что авторы поправок упустили из вида целый ряд обстоятельств, чрезвычайно важных для кинопрокатной отрасли. С началом осенней сессии необходимо вернуться к этим вопросам еще раз, исправив имеющиеся перекосы».

Утром 1 августа пресс-служба Минкульта опубликовала комментарий о поправках. По словам ведомства, законопроект создает «равные условия для показа зарубежных и национальных фильмов». Запрет — это упрощенное равенство:

«…благодаря поправкам упрощаются условия осуществления деятельности по организации и проведению международных кинофестивалей».

Действующие нормы, отмечают в Минкульте, разрешают фестивальный показ советских фильмов, только если они перешли в общественное достояние.

«Таким образом, сейчас отечественные фильмы не могут демонстрироваться на международных кинофестивалях без прокатного удостоверения, а зарубежные могут».

Чтобы победить это неравенство, следует и зарубежные показы обложить новыми правилами — тогда «национальному кино» будет не так обидно.

В переулках скрываются с кинопроекторами вредители:

«Так, из-за имеющегося изъятия, а также отсутствия в действующей редакции закона понятия „кинофестиваль“ и требований к нему, в стране существуют несколько десятков мероприятий, которые именуют себя международными кинофестивалями и на которых показываются фильмы без прокатных удостоверений. Некоторые из них длятся по полгода и более. Известны случаи, когда кинофестиваль представляет собой показ некоей совокупности фильмов, который перемещается по стране из одного населенного пункта в другой. При этом плата за вход зачастую взимается».

© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»