КИНО В ТЕАТРЕ

2015 год в России объявлен Годом литературы. Литература, кино и театр соединяются воедино в уникальной серии кинопоказов, инициированных Новой сценой Александринского театра, журналом «Сеанс» и книжным магазином «Порядок слов».

Адрес Новой сцены: набережная реки Фонтанки, дом 49-a.

Цена билета: 250 рублей.

 

 


 

СЕРИЯ 6-Я. СТРУГАЦКИЕ

Научная фантастика — жанр, в котором ярче всего воплощаются надежды и страхи (особенно страхи) человечества. В России его лицо определили Аркадий и Борис Стругацкие, чьи экранизации ставили лучшие отечественные режиссёры. В рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума Константин Лопушанский представит фильм Андрея Тарковского «Сталкер», на съёмках которого работал ассистентом, и собственную экранизацию Стругацких — фильм «Гадкие лебеди». Обе картины стали образцами русской антиутопии XX и XXI веков.

 

14 декабря в 20:00Константин Лопушанский представляет фильм «Гадкие лебеди» (2006)

«Гадкие лебеди» — фильм, который во многом перекликается со «Сталкером»: его действие тоже происходит в своего рода «зоне» после большой катастрофы. Елена Фанайлова в рецензии для «Сеанса» писала, что картина, поставленная в 2000-е годы по повести 1960-х (тогда она не прошла цензуру), оказалась необычно актуальной для своего времени — поскольку повествует о зарождении «обыкновенного фашизма».

Рецензия Елены Фанайловой

Рецензия Павла Кузнецова

16 декабря в 20:00Константин Лопушанский представляет фильм «Сталкер» (1979)

Шедевр Андрея Тарковского по мотивам повести «Пикник на обочине» — одна из двух научно-фантастических картин великого режиссёра. Впрочем, технические подробности того, что произошло в закрытой для любых посетителей Зоне, оставлены далеко за кадром: фильм представляет собой своего рода road movie, в котором путешествие происходит не по поверхности мира, а из реального мира в идеальный, к комнате, в которой исполняются желания.

Фрагмент книги Евгения Цымбала

Михаил Ямпольский о Тарковском

Никита Елисеев о Стругацких

 


 

СЕРИЯ 5-Я. РЕТРОСПЕКТИВА ПЬЕРА ЛЕОНА

Французский режиссёр Пьер Леон — в современном кинематографе фигура особенная. Дебютировав в 1988 году экранизацией «Двух серьёзных дам» Джейн Боулз, он остаётся последовательным автором, который при этом не перестаёт удивлять. Леон перепробовал несколько профессий (кинокритик, актёр, переводчик, музыкант, писатель, преподаватель), но чем бы он ни занимался, его чувство юмора, любовь к искусству, внимание к человеку, и, наконец, независимость, как дорого она бы не обходилась, оставались неизменными. Поэтому, навестить на Леона ярлык или приписать его к тому или иному течению невозможно: он сам по себе.

Для первой в России ретроспективы Пьера Леона мы выбрали четыре картины, каждая из которых представляет отдельный подход к экранизации классики русской литературы. Программу открывает российская премьера «Два Реми, два» — изысканной комедии, вдохновлённой «Двойником» Фёдора Достоевского. Никогда ранее не показывавшийся в России «Дядя Ваня» — самая строгая из экранизаций Леона. Ещё одна российская премьера — «Октябрь», экспериментальный фильм-путешествие из Брюсселя в Москву, проходящее под знаком «Идиота». Наконец, и сам «Идиот» — личное прочтение одноимённого романа.

По словам Пьера Леона, многолетнего преподавателя французской киношколы La Fémis, мизансцена — это в первую очередь актёры. В каждом фильме он создаёт не просто удивительный ансамбль исполнителей, но команду верных сообщников. Некоторых из них не так часто увидишь перед камерой: режиссёр Жан-Клод Бьетт сыграл в «Дяде Ване» Войницкого; в «Два Реми, два» заняты предводитель новой французской синефилии Серж Бозон, тайная фигура поколения мая шестьдесят восьмого Жаки Райналь и замечательная постановщица Патрисия Мазюи; крупнейший киновед Бернар Эйзеншиц выступает в неожиданных амплуа в картинах «Идиот» и «Два Реми, два»; наконец, отдельный сюрприз для зрителей ретроспективы — появление в «Октябре» основателя московского Музея кино Наума Клеймана.

28 ноября в качестве постскриптума к ретроспективе состоится вечер в магазине «Порядок слов», где пройдёт российская премьера «Комплекса Тулона» Жан-Клода Бьетта, о котором Пьер Леон написал книгу «Чувство парадокса». Показ предварит короткометражка Леона «Борода Ивана» о работе Сергея Эйзенштейна над «Иваном Грозным».

Кураторы ретроспективы: Саша Ахмадщина, Борис Нелепо. Работа над переводами и подготовкой субтитров: Анастасия Захаревич, Валерий Кислов, Алексей Тютькин.

 

25 ноября 20:00Пьер Леон представляет фильм «Два Реми, два» (2015)

Скромный Реми чувствует себя потерянным в жизни: он не пользуется успехом среди коллег, застенчив с возлюбленной. Однажды в его жизни появляется двойник — почти точная копия самого Реми, только гораздо более уверенная в себе. Эксцентричная фантастическая повесть двадцатичетырёхлетнего Достоевского — идеальный материал для Пьера Леона, перенёсшего действие в современную Францию. Конечно, это комедия, но Леон, как мало кто, умеет сочетать веселье и меланхолию. Этот полный грёз и разочарований фильм, снят в цветовой палитре классического Голливуда; здесь сами цвета играют словно актёры.

 

26 ноября 20:00Пьер Леон представляет фильм «Дядя Ваня» (1997/2010)

Самая строгая и близкая к тексту из экранизаций Леона, где можно увидеть тонкую и бережную работу как с одноимённой пьесой Антона Чехова, так и с её ранней версией «Леший». В «Дяде Ване» сыграл свою единственную главную роль режиссёр-классик Жан-Клод Бьетт. Исследователь Чехова Борис Зингерман писал о клоунском начале в драматургии русского писателя, связывая цирк и клоунов с неизменной верой в чудо. Не зря Войницкий в исполнении Бьетта подчёркнуто неловок и сам напоминает грустного клоуна.

 

27 ноября 20:00Пьер Леон представляет фильм «Октябрь» (2006)

Первое приближение Пьера Леона к «Идиоту». Трое незнакомцев встречаются в поездке Брюссель—Москва и знакомятся благодаря книге Достоевского. Оказавшись в Москве, они расходятся каждый своим путём, но обещают встретиться вновь. Импровизационный «Октябрь» — это и фильм-дневник, и травелог, и настоящее экспериментальное кино, возможное только благодаря подлинной режиссёрской свободе.

27 ноября 21:30Пьер Леон представляет фильм «Идиот» (2008)

Самое интимное, практически домашнее прочтение знаменитого романа Достоевского. Экранизация кульминационной сцены — вечера у Настасьи Филипповны, грациозно сыгранной Жанной Балибар, одной из лучших актрис своего поколения. Несмотря на точное следование тексту, Пьер Леон позволяет себе небольшие вольности: например, в один момент Рогожин исполняет известный романс Апухтина «Ночи безумные». Эта сцена включена режиссёром по следам детских воспоминаний: точно так же ещё до переезда семьи Леона во Францию в их гостиной оказывался Владимир Высоцкий, и все ссоры тотчас же замолкали. Как писал кинокритик Вадим Рутковский: «Леон не обращает внимания на экзальтацию оригинала и снимает „тихую“ версию, — но достоевские страсти не становятся менее сильными, даже спрятанные под шёлковым флёром салонного вечера».

 


 

СЕРИЯ 4-Я. «ЗАКАТ»

Конец 1980-х — начало 1990-х годов — странное время, когда люди начали узнавать историю своей страны и искусства. Это время возвращённой литературы: произведения Солженицына, Набокова, Замятина, Пастернака, Шаламова и других появились на прилавках магазинов и полках библиотек, став откровением для тех, кто не имел доступа к самиздату и спецхрану.

Одним из возвращённых писателей стал Исаак Бабель: его книги выходили огромными тиражами, по ним ставили спектакли и фильмы. «Закат» Александра Зельдовича — третья экранизация Бабеля за два года (почти подряд вышли «Биндюжник и король» и «Искусство жить в Одессе»).

 

8 ноября 20:00Александр Зельдович представляет фильм «Закат»

Эстетская драма о любви старика Менделя и красавицы Маруси имела огромный фестивальный успех: фильм был показан в программе Forum Берлинского кинофестиваля, номинировался на «Нику». О фильме крайне лестно отзывался Вуди Аллен, им была возмущена Сьюзен Зонтаг, его высоко оценила дочь Исаака Бабеля, Наташа.

«Закат» — возможно, единственная постмодернистская картина, снятая на русском языке и снимавшаяся именно как постмодернисткое произведение. Удивительно, что это было сделано даже не в 1990-е, а ещё при СССР — в 1989 году. В нём было найдено многое, что в последующие 25 лет состоялось в работах самого Зельдовича, художников AES+F (Лев Евзович был художником картины), и в музыке Леонида Десятникова, для которого эскизы к «Закату» стали иконическим сочинением и к 60-летию которого приурочен этот показ.

Примечательно, что в этой работе сошлось поколение тогдашних 30-летних дебютантов и классики советского кино, которым тогда было столько, сколько этим бывшим дебютатнтам сейчас: оператор Александр Княжинский («Сталкер»), художник-постановщик Марксэн Гаухман-Свердлов («Начало», «В Огне брода нет»).

 


 

СЕРИЯ 3-Я. ШЕСТИДЕСЯТНИКИ

Самое поэтическое и нежное кино XX века на Новой сцене Александринского театра. Четыре фильма Оттепели, самого счастливого и свободного периода в советском кинематографе. В центре каждой истории человек и любовь, которая оказывается сильнее человека.

 

28 октября 19:00Любовь Аркус представляет фильм «Долгая счастливая жизнь»

Грустная история о любви, которая почти случилась. Единственная режиссёрская работа сценариста Геннадия Шпаликова, посвящённая памяти Жана Виго. Фильм, по определению Андрея Кончаловского, ставший финальной точной в развитии кинематографа Оттепели и предчувствием новой эпохи — эпохи застоя.

Кадр из фильма (1 MB, *.jpg)

29 октября 19:00Иван Краско представляет фильм «Первороссияне»

Фильм Евгений Шифферса по одноимённой поэме Ольги Берггольц о молодых революционерах, уехавших из Ленинграда на Алтай строить коммуну. Несколько историй, каждая из которых решена в своей особой цветовой гамме. Авангардная театральная эстетика оказалась слишком сложной, фильм вышел минимальным числом копий, в прокате провалился и стал последним в фильмографии режиссёра.

Кадры (10 MB, *.zip)

30 октября 19:00Алексей Гусев представляет фильм «До свидания, мальчики»

«До свидания, мальчики» Михаила Калика — ещё один фильм 1964 года, снятый о тридцатых, по одноимённой повести Бориса Балтера. Лето троих друзей в Евпатории: море, солнце, разговоры о дружбе, первой любви и смысле жизни. Атмосфера счастья и ощущение юности накануне войны.

Кадр из фильма (950 KB, *.jpg)

 


 

СЕРИЯ 2-Я. СКРЫТОЕ КИНО

«Это было время полного хаоса и одновременно абсолютной свободы. Тогда можно было делать всё, что хочешь — денег требовалось немного. Но о прокате не могло быть и речи» (Игорь Минаев)

Два фильма — скрытое кино, известное киноведам и кинокритикам, но не зрителям. Рубеж 1980-х—1990-х — время перемен: новая страна, новая власть, новая модель экономического развития, а вместе с ней и новая система кинотеатрального проката. По сравнению с 1988-м годом, в 1991-м количество снятых фильмов выросло в два раза, а посещаемость кинотеатров снизилась в три. Появилось «потайное» кино, фильмы, которые можно было увидеть только на кинофестивалях и в нескольких кинозалах страны. Журнал «Сеанс», Новая сцена Александринского театра и книжный магазин «Порядок слов» в рамках проекта «Кино в театре» исправляют историческую несправедливость и возвращают фильмы на большой экран.

 

7 октября 19:00Игорь Минаев представляет фильм «Наводнение» (1993)

Экранизация одноимённого рассказа Евгения Замятина. В главных ролях — Изабель Юппер и Борис Невзоров. Хит Международного кинофестиваля в Локарно 1994 года. Критики писали о «логике страсти», классическом стиле, эффектных декорациях, постановочной мощи и магическом натурализме, но из-за разрушенной системы кинопроката зрители картину так и не увидели. Фильм будет показан на французском языке с английскими субтитрами и синхронным переводом автора — Игоря Минаева.

Кадры (4,9 MB, *.zip)

8 октября 19:00Сергей Овчаров представляет фильм «Оно» (1989)

Самый ехидный, абсурдный и политизированный фильм Сергея Овчарова, в основу которого легла «История одного города» Салтыкова-Щедрина. В ролях Сталина, Берии и Хрущёва — Ролан Быков, в других ролях Олег Табаков, Светлана Крючкова, Леонид Куравлёв, Маргарита Терехова. Музыку для фильма написал Сергей Курёхин. Критики обсуждали изысканную стилистику фильма и «химерическое сочетание синефильской стилистики и злободневной публицистики», но премьера фильма осталась почти незамеченной.

Рецензия на Seance.Ru

Мастер-класс Сергея Овчарова

Кадры (2,6 MB, *.zip)

 


 

СЕРИЯ 1-Я. РЕТРОАВАНГАРД

В первой серии показов мы задаём иной ракурс для понимания взаимоотношений двух искусств. Литература для кино — не старшая сестра и не источник сюжетов. Скорее — бездонный колодец вдохновения, канал прочной связи с вечностью. Кино не просто изучает и использует литературные сюжеты, пытаясь перенести их на экран, оно исследует связи литературы и бытия, раскрывая подлинную силу слов, воплощённых в кадре. Четыре фильма, которые мы покажем первыми, — эксперимент, они разрушают привычное понимание экранизации, исследуют границы нашего понимания литературы. Свои фильмы авторы представят публике лично, а после показа обязательно ответят на вопросы зрителей.

 

5 августа 18:00Сергей Соловьёв представляет фильмы «Анна Каренина» и «2-АССА-2»

«Анна Каренина» и «2-АССА-2» — два совершенно разных фильма, по прихоти автора и судьбы вдруг сложившиеся в дилогию. Экранизация классики и постмодернистское кино о кино, вместе стали тревожным метатекстом о современности, который сейчас уже невозможно разъять на части. Мы представим эти фильмы вместе, а сам показ предварит автор — великий режиссёр, изящный интерпретатор классики, точный летописец современности Сергей Александрович Соловьёв.

Рецензии на Seance.Ru

Кадры (1,5 MB, *.zip)

6 августа 19:30Александр Сокуров представляет фильм «Камень»

Антон Павлович Чехов (названный в фильме Гостем) возвращается из небытия, чтобы провести ночь в своём ялтинском доме, сбережённом для него музейными хранителями. Этими словами можно описать сюжет (и только сюжет!) фильма «Камень», литературной фантазии, в которую погружает Александр Сокуров своего зрителя. Это мир чёрно-белых фактур, приглушённой речи, сдержанных звуков, искажённых очертаний, смещённых ракурсов, размытых границ. Настоящее лекарство от реальности.

Из дневника Л. Мозгового о работе над фильмом

Кадры (6 MB, *.zip)

7 августа 19:30Ирина Евтеева представляет фильм «Арвентур»

«Арвентур», как и прежние работы Ирины Евтеевой, создан в смешанной, анимационно-игровой технике. Свои картины Евтеева называет фантазиями. Это слова в полной мере описывает и новый фильм, поставленный по мотивам произведений Александра Грина. Фильм демонстрировался в рамках ММКФ-2015. На Новой сцене Александринского театра состоится его предпремьерный показ.

Кадры (7 MB, *.zip)

 

 

 

© 

 

 

2015. При поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга