18+
' . $issue->category_nicename .'

Сеансу отвечают: Луна-парк

Бывают случаи, когда глупые реперткомовские определения — «порочный фильм», «вредный фильм» приходятся абсолютно впору. Мне не интересно доказывать, почему эта картина бездарна. Нужно вернуться к самым простым вещам и понять: в жизни и искусстве существует дарованное свыше свойство различать, что хорошо и что плохо, что бело и что черно, что должно и что не должно. «Луна-парк» глубоко омерзителен по своему патологическому национальному самодовольству в сочетании с патологическим мужским страхом.

В Москве луна-парка нет. В Москве есть парк культуры и отдыха имени Горького. Само название сообщает тот уровень приблизительности, который ясен нам, соплеменникам, и, очевидно, не слишком ясен тем, кому картина адресована. В отличие от Кончаловского, прошлое русского режиссера над Лунгиным не довлеет. Но я бы смотрела этот фильм даже с удовольствием, если бы не насквозь фальшивая мифология националь¬ного вопроса, насильно притянутая к сюжету.

Играя с западными и советскими интеллигентски¬ми стереотипами, Лунгин творит миф о России, исполненный бешеной энергии и иронической сентиментальности. Но в нем же заложена эстетическая обманка-остранение. В преувеличениях, гипертрофии чернушного реализма Лунгин сам подрывает основы этого мифа, сочиняя романтическую сказку о мужской дружбе.

Проблематика «Луна-парка» по сравнению с фильмом «Такси-блюз» носит гораздо более советский характер. Я думаю, именно отечественная укорененность и не удовлетворила западных почитателей Лунгина. В результате «Луна-парк» в западном прокате пользуется куда меньшим успехом, чем «Такси-блюз». При том что сам по себе не менее интересен.

Фильм Лунгина ругают за то, что он похож на биг-мак. Я его за это хвалю. Лунгин — единственный сегодня в России режиссер-урбанист. Поэт мегаполиса. А современный город иначе как биг-маком быть и не может. Кроме того, Годар утверждал, что настоящий кинематограф рождается из гражданской войны. И в таком случае, мне совершенно не понятно, за что Годар так ненавидит Лунгина.

При всех недостатках «Луна-парка» формулу эпохи Лунгин угадывает очень точно: множество замкнувшихся на себе компаний, которые догуливают праздник. Каждая свой. И хомо новус не знает, куда ему прислониться. По мнению Лунгина, необходимо совокупность атомов превратить в семью. Но сложатся эти семьи в народ или нет — Бог весть.

Режиссеры, которые покидают нашу страну на продолжительное время, очень быстро теряют непосредственное ощущение российской жизни и начинают глядеть на нее глазами лунатиков-марсиан. При этом они отдаляются на гораздо большее расстояние, чем то, на которое приближается любой иностранец.

Если бы не Олег Борисов, «Луна-парк» рассыпался бы окончательно. Но даже самый блистательный артист не в состоянии спасти этот фильм-кентавр с его заимствованными ритмами, надуманными сюжетными ходами и имитированной энергетикой, которая очень походит на мастурбацию.

«Луна-парк» являет собой печально поучительный пример раннего упадка направления, которое и на подьеме страдало одышкой.

Этот фильм нельзя подвергать эстетическому анализу, поскольку задачи, которые ставит перед собой режиссер, лежат вне художественного творчества. На самом деле «Луна-парк» исчерпывается одним кадром, который вынесен на рекламный плакат: высотный дом — опознавательный знак Москвы, российский триколор и полуголый накачанный мужик, который сжимает в кулаке банку из-под кока-колы.

Ковалов
Лопушанский
Идзяк
Кесьлевский
Beat
Триер
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»