18+
61

Марш против электрогитары. Как Бразилия создавала свою идентичность

С атташе по культуре посольства Бразилии в РФ Игорем Жермано беседовала Мария Кувшинова

— Человеку, плохо знакомому с историей и культурой Бразилии, трудно понять, что именно скрывается за словом «тропикализм». Существует ли какое-то емкое объяснение этого термина?

— Бразилия — страна, расположенная преимущественно в тропическом
поясе. Начиная с «открытия» Бразилии португальцами в 1500 году, теплый климат, солнце и природное изобилие оказывали влияние на культуру и образ страны в целом. Термин «тропикализм», или «тропикалия», изначально связан с чем-то исконно бразильским, в противоположность «холодным» культурам Северной Америки.

Элио Ойтисика, из серии «Метасхемы», «Картина No 9», 1959

Этот термин впервые был употреблен в 1960-е годы в инсталляции бразильского художника Элио Ойтисики1. Чуть позже Каэтану Велозу2, вдохновленный этим произведением, создал песню под названием Tropicália, которая поспособствовала популяризации движения. В общих чертах, применительно к художественному течению, термин стал обозначать эстетическую попытку «переварить» зарубежные культурные влияния, включая искусство авангарда и поп-культуру, и извлечь из них их силу для создания чего-то нового, замешенного на бразильских культурных истоках.

— Движение хиппи было следствием развития послевоенной цивилизации Западной Европы и США. Что в Бразилии предшествовало появлению тропикализма? Каковы его исторические и социальные предпосылки?

— Окончание Второй мировой войны обозначило период больших изменений
в жизни страны. Бразилия росла, быстро шел процесс индустриализации. Значительная часть населения перебиралась из сельской местности в города, что приводило к возникновению серьезных социальных проблем. Радио, кинематограф и, немного позже, телевидение транслировали новые культурные веяния из-за границы. Посреди лавины культурных влияний, которые приходили в основном из США и Западной Европы, бразильские артисты, художники, музыканты задавались вопросом о том, что же такое «истинно бразильская культура». Создание движения «Новое кино» в 1950-е годы, босановы в 1958 году и новой современной столицы, Бразилиа, в 1960-м давало надежду на светлое будущее.

В то же время шла острая политическая и идеологическая борьба в контексте холодной войны. Движение хиппи и контркультура оказали прямое влияние на тропикализм не только в эстетическом, но и в поведенческом плане, подвергнув сомнению традиционные ценности, связанные с семьей, сексом и искусствами. Консервативная военная диктатура, установленная в Бразилии в 1964 году (и продлившаяся до 1985 года), подвергла цензуре и подавила движение тропикалистов, которое зародилось в конце 1960-х годов. Многие его участники были арестованы или высланы из страны.


— Из каких элементов традиционной культуры складывался тропикализм? Что было привнесено в него из западной культуры?

— В сравнительно молодом государстве, которое быстро росло и развивалось, создание собственной культурной идентичности стало предметом жарких дискуссий. В целом наблюдались две тенденции: одна консервативная, а другая новаторская. Один из примеров этого противостояния — знаменитый «Марш против электрогитары», прошедший в Сан-Паулу в 1967 году. Электрический инструмент в том случае символизировал «вторжение» иностранной культуры, в первую очередь рок-н-ролла, который тогда уже был очень популярен в Бразилии, как и почти во всем мире. Любопытен также тот факт, что в марше участвовал сам Жилберту Жил3, который вскоре стал одним из основателей движения тропикалистов. Главной идеей движения стало как раз разрушение границ и стереотипов. В общих чертах, как гласит название одной из песен Каэтану Велозу, его девиз был таков: «Запрещено запрещать». На практике воплощением эстетического идеала становилось смешение всех возможных элементов бразильской культуры со всеми существующими проявлениями западной или любой другой зарубежной культуры.

— Кто были люди, которые создавали движение? Как тропикализм проявлялся в музыке, в театре и особенно в кино?

— Движение развивалось и нашло отражение не только в музыке (Каэтану Велозу, Жилберту Жил, Торквато Нето, Os Mutantes, Том Зе и другие), но и во многих других областях искусства, например в изобразительном искусстве (Элио Ойтисика и другие) и театре (особенно в анархических постановках Жозе Селсо Мартинеса Корреа).

Что касается кинематографа, можно сказать, что тропикализм одновременно повлиял на «Новое кино», возникшее ранее, в 1950-е годы, под влиянием итальянского неореализма и французской «новой волны», и испытал его непосредственное влияние. Фильм «Рио, 40 градусов» режиссера Нелсона Перейры душ Сантуша стал знаковым для этого движения, в котором себя проявили такие режиссеры, как Глаубер Роша, Какá Диегес и Жоаким Педру ди Андради. Начиная с эпохи Cinema Novo, бразильское кино получило всемирное признание как художественное явление, с успехом отражающее универсальные темы и стили с истинно бразильским характером.


— Есть ли какие-то характеристики у произведения, созданного под воздействием тропикализма?


— Основной характеристикой произведения, созданного под воздействием тропикализма, является соединение элементов бразильской культуры с зарубежными влияниями, без какого-либо эстетического предубеждения. Результатом такого слияния обычно становится что-то новаторское, бросающее вызов предустановленным культурным канонам.


— Что такое «культурный каннибализм» и как он связан с явлением тропикализма?


— По правде говоря, концепт «культурного каннибализма» был придуман не тропикалистами. Основная часть идеологической основы движения может быть понята как переложение концепции участников бразильского движения Антропофагии, возникшего в 1920–1930-е годы — Освалда ди Андради4 и Марио
ди Андради5 (в литературе), Тарсилы ду Амарал6 и других (в изобразительном искусстве). Фигура каннибала стала знаковой для исторического формирования Бразилии и в течение многих лет занимала воображение европейцев.

Тарсила ду Амарал, «Людоедство», 1929

В действительности антропофагия, практиковавшаяся индейскими племенами, которые населяли Бразилию, имела исключительно ритуальный характер. Противник, схваченный живым, приводился в поселение победителей и там содержался в качестве пленника, при этом в течение всего времени пребывания ему воздавались все почести и предоставлялись привилегии: племя выбирало женщину, чтобы составить ему компанию, а также кормило его лучшими продуктами. Индейцы верили, что посредством ритуала, заключавшегося в поедании мяса вражеского воина, они получали его мощь, знания и силу.

В метафорическом и поэтическом ключе концепт «культурного каннибализма», созданный движением Антропофагии и заимствованный тропикализмом, был способом «переварить» всю информацию, приходящую из-за рубежа и создать нечто новое, с элементами бразильской культуры, также очень разнообразной.

В фильме «Как вкусен был мой француз» Нелсон Перейра душ Сантуш прямо говорит о каннибализме, рассказывая историю французского путешественника, схваченного индейцами тупинамба в Бразилии в 1594 году.

— Каковы последствия существования этого явления для бразильской культуры и общества?

— Тропикализм помог освободить бразильские культуру и общество от эстетических цепей и предубеждений, не позволявших им развиваться и вступать в диалог с культурными влияниями, приходившими из-за границы. Результат этого процесса виден в обществе, в бразильской Конституции 1988 года, объединившей многие права и защитившей свободу самовыражения, и в искусстве в целом. В кино, театре, изобразительном искусстве и музыке движение оказало влияние и продолжает влиять на последующие поколения.

1 Элио Ойтисика (1937–1980) — бразильский художник-абстракционист, выставлялся вместе с Марселем Дюшаном и Константином Бранкузи. Назад к тексту.

2 Каэтану Велозу (р. 1942) — бразильский гитарист, пятикратный лауреат «Грэмми». Назад к тексту.

3 Жилберту Жил (р. 1942) — бразильский бард, лауреат «Грэмми», борец за права чернокожих, член Зеленой партии Бразилии. Назад к тексту.

4 Освалд ди Андради (1890–1954) — поэт, прозаик, драматург, публицист, лидер бразильского модернизма, автор «Манифеста каннибала». Назад к тексту.

5 Марио ди Андради (1893–1945) — поэт, фотограф, критик, вместе с Тарсилой ду Амарал и однофамильцем Освальдом ди Андради член авангардной группы «Пятеро». Назад к тексту.

6  Тарсила ду Амарал (1886 –1973) — бразильская художница-модернистка, участница Биеннале в Венеции и левая активистка, в 1926–1930 годах — жена Освалда ди Андради. Назад к тексту.

Proskurina
Allen
Каро
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»