18+

Подписка на журнал «Сеанс»

51-52

Коля-одна-копия

«Сердца бумеранг». Реж. Николай Хомерики, 2011«Сердца бумеранг». Реж. Николай Хомерики, 2011

Российский аналог того, что в цивилизованном мире называют straight to video. Фильмы категории «К.-о.-к.» снимаются, как правило, на невеликие деньги Госкино или дотации Минкульта и до экранов не доходят. Основоположником традиции считается знаменитый благодаря телетрансляции социальный хоррор Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым?», вышедший в советский прокат всего одной копией. Появление термина обусловлено самоиронией целевой аудитории К.-о.-к. — кинокритики, назвавшей убыточную линию российского кинематографа именем дебютировавшего в нулевые режиссера Николая Хомерики, чья картина «Сердца бумеранг» была проигнорирована кинотеатрами, несмотря на заслуги автора перед отечественным искусством. История феномена К.-о.-к. уходит корнями в глубины национального менталитета. С появлением кинотеатров и дистрибьюторов, готовых экспериментировать за чужой счет, российское телевидение перестало быть спасителем артхауса и «социально значимого» кино; с тех пор покровителя у К.-о.-к. так и не появилось. Дистрибуция снятых на госдотации фильмов не входит в задачи Минкульта, поэтому большинство картин незамедлительно отправляется на полку Госфильмофонда, минуя даже питерскую «Родину» и московский «Пионер». Денег, выделяемых министерством на К.-о.-к., хватает только на изготовление качественной полиграфии. Проклятие К.-о.-к. — следствие абсолютной незаинтересованности и заведомого неверия режиссера и продюсера в коммерческий успех своего фильма — неотъемлемая часть российского артхаусного рынка. Зарубежным коллегам Николая Хомерики Беле Тарру и Аббасу Киаростами не удалось избежать участи К.-о.-к. в нашем прокате. Список артхаусных российских картин последних лет, выходивших микротиражом на 35 мм, по мнению экспертов, может быть бесконечен. Наиболее громкие из них — «Суходол» Александры Стрелянной (1 копия), «Обратное движение» Андрея Стемпковского (4 копии), «Отрыв» Александра Миндадзе (4 копии). Для сравнения — произведенный без госденег «Портрет в сумерках» Никоновой и Дыховичной был выпущен в России «самокатом» (см. Самокат) на 39 экранах на DCP. Прокатная судьба низкотиражного кино не всегда адекватна зрительскому интересу к картине. Хит VOD-трансляций прошлого года — «Громозека» Владимира Котта — шел в театральном прокате теми же обидными четырьмя экранами.

Библио
Skyeng
Чапаев
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»