18+

Подписка на журнал «Сеанс»

41-42

Идеалист как ребенок

Андрей Некрасов
«Служили два товарища», 1968, реж. Евгений Карелов;
Алексей Глазков «Начальник Чукотки», 1966, реж. Виталий Мельников;
Владимир Искремас
«Гори, гори, моя звезда», 1969, реж. Александр Митта.

В конце 60-х вместе с пятидесятилетием Великого октября пришло время рассказывать новые киносказки о начале власти Советов. На смену идейным комиссарам в пыльных шлемах с шашкой наголо пришли новые герои — глаза у них были другие. Не потому даже другие, что не полыхающие ненавистью к врагам революции, а излучающие свет.

Как детям кажется, что взрослая жизнь — это прекрасная жизнь, так и герои были убеждены, что десять лет спустя не нужны будут тюрьмы, разве только «для мировой контры» (Иван Карякин), не останется места для бандитского искусства (Владимир Искремас). Не романтики, не утописты. Они идеалисты, которые не понимают, как можно не заразиться мечтой о новой жизни.

«Служили два товарища», 1968, реж. Евгений Карелов

За идею можно и умереть, если эта смерть будет красива. Искремас по-детски стыдится, что кровавое пятно оказывается лишь раздавленной вишней и убегает из волшебного места, сберегавшего его. А Глазков готов героически пойти на расстрел за потерю народных денег, благодаря которым мог построить коммунизм на отдельно взятой территории. Он, как оставшийся один дома ребенок, — наводит порядок, ожидая возвращения взрослых домой.

Они безобидны, как Иваны и Емели, неосторожно высказывающие все, что думают. За это их наказывают и свои, и чужие. То на расстрел отправляют, то под арест.

«Начальник Чукотки», 1966, реж. Виталий Мельников

К ним прибиваются чистые и доверчивые. И как верные Санчо Пансы заботятся о своих Дон Кихотах. Дети гоняют голубей с Некрасовым, Карякин его спасает от расстрелов. За Искремасом ходит по пятам Крыся — варит картошку и заговаривает от опасности. Глазков, назначив себя приказом за номером один начальником Чукотки, как Робинзон, находит себе в помощники Пятницу.

В сказке простодушие, прямота и случай помогают героям выжить в заколдованном лесу и справиться с царством Кащея. Оказавшись лицом к лицу с врагом, они не сразу понимают, что именно с этими, с людьми, им и нужно бороться. Они готовы прощать и снова верить им. Щадить их. Не допускать мысли о предательстве. Так, Николаев отводит руку Карякина, готового выстрелить в идущего по склону человека, не разобравшись, свой ли, чужой… Так, Искремас кидается не на защиту красных, а потому, что дети там и бабы… Так, Глазков держит Храмова под арестом, но со всеми удобствами, заключает с ним сделку, допускает считать государственные деньги.

«Гори, гори, моя звезда», 1969, реж. Александр Митта

Каждый из них совершает «подвиг». Не в масштабах революции, а такой, человеческий, негромкий, неэффектный. Искремас спасает Крысю, погибая сам. Некрасова убивает пуля, выпущенная из винтовки спасенного им белого. А Глазков прощается с мечтой о счастливой Чукотке, отдавая деньги в Ленинграде. Все они остаются на дороге, так и не добравшись до камня, все пути от которого, вопреки сказке, привели бы к гибели.

Gilliam
Beat
Gilliam
Проводник
Чапаев
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»