18+

Подписка на журнал «Сеанс»

41-42

Child-wife

Тереза. «Новый Вавилон», 1929, реж. Григорий Козинцев и Леонид Трауберг;
Янечка. «Доктор Калюжный», 1939, реж. Эраст Гарин;
Леночка. «Разбудите Леночку», 1934, реж. Антонина Кудрявцева, «Леночка и виноград», 1936;
Кика. «Горячие денечки», 1935, реж. Иосиф Хейфиц и Александр Зархи;
Ася. «Подруги», 1935, реж. Лео Арнштам;
Медсестра. «Два бойца», 1943, реж. Леонид Луков;
Золушка. «Золушка», 1947, реж. Надежда Кошеверова

«Жеймо, Янина Болеславовна, актриса» — спросите о ней стариков-ленфильмовцев, и вас не поймут — о ком это вы? Они помнят Янечку — всеобщую любимицу, маленькую женщину, стойкую, приветливую, умную, добрую, смешную. Впрочем, эту Янечку не хуже знают и те, кто никогда не видел ее на съемочной площадке, кто ее не знал и даже не жил с ней в одно время. Ведь и на экране она была такой — наша Лилиан Гиш, наша Джульетта Мазина. Яня на экране — это детство глазами взрослых.

«Доктор Калюжный», 1939, реж. Эраст Гарин

Прозрение ее Ольги в «Докторе Калюжном» — это возвращение в детство. В начале фильма она кажется девушкой, которая давно привыкла быть взрослой. И вдруг, после операции, оказывается, что весь мир нужно познавать заново. Нужно снова делать первые шаги, когда ноги не идут и ты падаешь. Слепой Оле нужно учиться видеть вещи по-настоящему, воспринимая их на ощупь. Все это было бы очень страшно, если бы Оля не была Янечкой, которая может все. Может не потому, что она сильная, а потому, что она слабая.

«Леночка и виноград», 1936, реж. Антонина Кудрявцева

А еще Янечка очень веселая. Превратив Яню в школьницу Леночку, Олейников и Шварц специально для нее придумали полуфантазийный мир, где можно наряжаться чучелом, выслеживать вредителей и даже опаздывать в школу. Янечка слишком смешлива, чтобы жить по правилам. Ее Золушка безропотна не потому, что чтит чужой закон, а потому, что знает свой — закон доброты и мудрости. И, в конце концов, сам Король следует нехитрым советам этой маленькой девочки. Янечка вернула в «Золушку», эту сказку про взрослых, детский дух. Она объяснила, почему же Принц всем графиням и герцогиням предпочел замарашку. Нет, не потому, что Фея подарила ей красивое платье. А потому, что Золушка была девочкой, и только она могла утолить тоску по детству — тоску, которая не оставляет человека всю жизнь.

«Золушка», 1947, реж. Надежда Кошеверова

Ася из «Подруг» проговаривает за Янечку ее судьбу в кино: «Отчего я не расту? Ведь так же не видно моей силы. Я как была, так и осталась Пуговицей». Не растут и не стареют на экране героини Жеймо. Янечка может погибнуть — как Ася или Тереза в «Новом Вавилоне». Может мелькнуть в эпизоде и исчезнуть — как девушка из «Горячих денечков» или медсестра в «Двух бойцах». Может, подобно излюбленным героиням Диккенса, обрести любовь и все равно оставаться child-wife.

Режиссеры так и не посмели испытать Янечку разочарованием и превратить улыбку Золушки в улыбку Кабири.

поддержать
seance
Чапаев
Библио
Потенциал
СОфичка
Осколки
БокОБок
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»