18+
41-42

Большое сердце маленького человека

Ребенок как образец сознательности

«Сережа», 1960, реж. Георгий Данелия, Игорь Таланкин

Для одних Сергей, для других — Сережа.

Сережа… и уже ничего не изменить — появляются плащ и чемодан нового мужа мамы, и можно будет только «выбрать», кого тебе «купят» — брата или сестру. И придется на целый день в наказание остаться дома за то, что назвал взрослого дурака дураком.

Сергей… и тебе купят «взрослый» билет в автобусе. И можно целый день провести на работе у Корастылева и кататься на машине. Сергей… и в школу пойдешь вместе со всеми, а одиноко сидеть в пустом классе не будешь.

Опережающая возраст «взрослость» Сережи помогает ему принять в свой мир Корастылева и даже новоиспеченного маленького брата. Но неожиданно выясняется, что теперь нужно всех — и нового папу, и маму с братишкой — отпустить неведомо куда, в Холмогоры, и на долгие месяцы остаться в одиночестве. Оказывается, быть взрослым значит делать то, чего делать не хочется. Не удается родителям успокоить Сережу, с ними через силу соглашается Сергей.

В начале фильма Сережа — маленький великан, для которого весь мир и знаком, и бесконечно огромен. Собственно, это и есть главное художественное решение фильма — он «снят» глазами маленького Сережи, и все происходящее мы видим с его точки зрения. В финале мир сжимается, вся Вселенная предстает в виде света автомобильных фар, которые провожают его, маленького, до крыльца. Одиноко плетется к дому Сережа в шубке, весь закутанный, в валенках и шапке, он кажется еще меньше, чем был, и все же мужественно прячет от взрослых замерзшие слезки, потому что обещал «Корастылеву, миленькому…»

«Сережа», 1960, реж. Георгий Данелия, Игорь Таланкин

Вслед ему не смотрят те, для кого он Сережа, и срывается тот, для кого он Сергей. Корастылев, впервые назвав Сережу сыном, под свою ответственность, по-взрослому берет его с собой. И напрасно возражает благоразумная мама, которая «всегда говорит правду». Муж, в отличие от нее самой, сумел в сыне увидеть не просто Сереженьку, а человека, у которого есть сердце. Так заканчиваются «несколько историй из жизни маленького мальчика». Уже неважно, кто он — Сергей или Сережа, — ведь право выбора должно быть у всех, даже у самых маленьких. Может быть, особенно — у маленьких.

Кэмп
Линч
День кино
Олли Мяки
Аустерлиц
TIFF
Кароaрт
Делай фильм
Бергман в Москве
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»