18+
' . $issue->category_nicename .'

Сеансу отвечают: Плюс один

Фильм — вариант спа-салона. Оптимизирует одиноких, хандрящих, неприкаянных. Автор хита «Питер FМ» пытается с переменным успехом шить кино из ничего, из ниоткуда, из внесюжетных зарисовок. Но герои «Плюс один» слишком похожи на «сконструированных кукол», чтобы вызывать сочувствие. Впрочем, этот обаятельный женский опус, приятный во всех отношениях — редкая ласточка мейнстрима, который все никак не наступит в нашем ледниковом, пораженном неизлечимым сплином кино.

«Плюс один» — очевидное продолжение легкомысленного «Питер FM», московская вариация на заданную тему. Правда, Москва, в отличие от т.н. «северной столицы», город не эйфорический, поэтому легкого дыхания — за которое той картине можно было простить любые погрешности — в новом фильме Бычковой не ощущается. Однако мелодрама не о случившемся, а о возможном — жанр трудный. В нем режиссер сделала все, что от нее зависело. Ну и, конечно, открыла для широкого экрана Мадлен Джабраилову — актрису недюжинного потенциала. Теперь о ее даре знают не только посетители Театра П. Н. Фоменко, и это — уже серьезное достижение.

Выходишь из кино и глупо улыбаешься еще час. Никому не известный второстепенный театральный актер из Англии Джетро Скиннер и Мадлен Джабраилова разыграли простенькую клоунскую репризу с рыжим-веселым и белой-зажатой молью, ловко, весело и оптимистично подержали публику за жабры и сообщили ей, что бояться людей не надо, от правил иногда следует отступать, первый раз в жизни напиться стоит гораздо раньше тридцати с хвостиком, а настоящая любовь (простите) существует на свете — да вот она, не видите, что ли?

Хотя Оксана Бычкова и снимает так называемое «женское кино», «Плюс один» может оценить любой, тем более что главный в этом фильме, как ни крути, мужчина. Жаль, конечно, что мы не увидели фриковатого Джереми Дэвиса в роли кукольника Тома, но и Джетро Скиннер хорош: не расслабляется, уповая на одну лишь внешность, а виртуозно безобразничает, обаятельно валяет дурака и даже как-то мило хамит. С актерами и сценарием в фильме вообще все хорошо (если не считать, конечно, хэппи-энда, после которого хочется поймать где-нибудь сценаристку и долго выпытывать у нее, приходилось ли ей лично когда-нибудь провожать любимого человека в дальние страны навсегда). А вот то, с чем у Бычковой не задалось, — так это со съемкой («Плюс один» больше всего напоминает заснятый на пленку спектакль) и, как ни странно, с музыкой. Выбрав в качестве главной музыкальной темы любимое женщинами всех времен и народов аргентинское танго, Бычкова как будто напрашивается на сравнение «Плюс один» с другой «женской» сказкой о прекрасном принце — «Уроками танго» Салли Поттер. И сравнение это оказывается явно в пользу последней.

Неправдоподобно радужный, хотя, наверно, и полезный фильм. Как средство психотерапии или услада для трепетных сердец, пожалуй, сойдет, но как кино о сложных чувствах и человеческих отношениях — вряд ли. Слишком уж небрежно устроено. На каждой яркой детали — наличие которых как раз и делает просмотр «Плюс один» приятным,- лежит печать необязательности. Сюжет о романе с заезжим кидалтом и расставании с ним явно не тянет на полный метр, а потому украшен со всей возможной выдумкой. Кукольные экзерсисы, плюшевые зверики, пикантные подробности из жизни столичной милиции. Конфекты и плезиры на каждом шагу. Еще бы рюши и бант…

Этот сюжет о превращении тихой мышки в жизнерадостную дуру, по-моему, полнометражная экранизация слогана мобильного оператора «Билайн»: «живи на яркой стороне». Актриса Мадлен Джабраилова в сто раз умнее фильма, хорошо, что хоть это видно.

В единственном и почти гениальном фильме Геннадия Шпаликова перелетный геолог ничего не имел в виду, когда на ночной провинциальной улочке плел понравившейся девушке про долгую счастливую жизнь. А наутро пришлось сбегать. Сорок лет спустя Оксана Бычкова с несколько иным, что уж тут, художественным результатом повторила ту же нехитрую расстановку сил, скорректировав исходные данные: барышня — москвичка и бездетная, гастролер — британец и кукольник. Понятно, для раздолбая Тома это все игрушки, но наша Маша не кукла. За скромной встречей двоих маячит глобальный геополитический сюжет. По Бычковой, выходит, что Россия-Маша сама обманываться была рада — это раз, но любой опыт полезен — это два. Согласен и с тем и с другим. Несогласен с чрезмерным желанием фильма быть душкой и всем нравиться.

Женское кино, как ни низко это говорить. Плюшевое совершенно. Хочет понравиться, подмигивает, и даже симпатичное по-своему — но никакой положенной реакции не вызывает, сплошная неловкость получается. Был бы честный ромком, было бы проще — не смешно, допустим — а так ни то ни се.

Нечестно снимать фильмы исключительно для конкретной целевой аудитории. Ну, не повезло мне родиться одинокой белой женщиной, сухарем -переводчицей, ну, не млею я при виде эксцентричного англичанина-кукловода. Жаль, что ничего, кроме банальной женской истории, в фильме Оксаны Бычковой нет. А ради единственного удачного — смешного, живого городского эпизода с пьяненьким героем Адабашьяна, рассказывающим про пиво дневное и пиво вечернее, — надо осилить финальные титры.

Фильм был бы не легким, а легковесным, если бы не игра Мадлен Джабраиловой. Впрочем, стремление снимать «милое», «понятное», «простое», «позитивное» кино, «мейнстрим с человечес-ким лицом» — похвально и само по себе. Только не совсем понятно, зачем вчерашние маленькие девочки, приходя в большое кино, тащат за собой всех брошенных на скамейке плюшевых зайцев. Оставьте уже их в стишках Барто — им там самое место.

Мне понравился прошлый фильм Оксаны Бычковой «Питер FМ», а «Плюс один», по-моему, и вовсе огромный шаг вперед. Не поверхностная и не банальная по настроению картина. Особенно подкупило меня, что авторы фильма (я,прежде всего, говорю об исполнительнице главной роли и режиссере) не лезут вон из кожи, чтобы понравиться зрителю. В наше время это дорогого стоит. Замечательная работа Мадлен Джабраиловой — после этого ее снимать и снимать.

Метафорически показаны отношения постсоветской России и Запада. Запад фокусничает, Россия ведется и отдается, Запад уезжает, Россия смотрит в синее небо, где ищет уже не ангелов, как в начале, но самолеты с гуманитарной помощью. Актер Джетро Скиннер последовательно играет инфернального типа. Таким, впрочем, представляет своего внезапного партнера наша впечатлительная интеллигентная девица. Но на самом деле он не дьявол (пускай отечественные пропагандисты заткнутся!), а настоящий мужик, преследующий свои интересы. Скажете, попользовался? Ну, а кто бы не попользовался?! Ее, добровольно променявшую ангелов в небе на инфернального, как она сама полагает, любовника, уже и не жалко.

Оксана Бычкова — хороший человек. Это я знаю не только по нашим редким встречам, но больше по двум ее фильмам. Она всегда хочет, чтобы героям было счастье. Ну, или шанс… Или встреча… Или любовь, наконец, пусть даже тут же заканчивающаяся. А послевкусие? А воспоминания? Так что, пусть будет. Поэтому в ее фильмах разлито много почти детской надежды. Без взрослого знания. А кому оно нужно, это знание? Живите с ним сами. С вашей болью, с вашими утратами, с вашим скепсисом. Простодушное и легкое у нас, на Руси, всегда проигрывает серьезному и умственному. Иудо-христианская культура, ничего не поделаешь. Вот и меня тянет пожелать Оксане хоть чуть-чуть взрослого знания. Все то же, но плюс один… Не буду желать. Нас таких много, а она одна. Пусть будет.

Лучшую рецензию на свой фильм Оксана Бычкова написала сама — в его названии. По содержательности авторского высказывания, по его мотивировке— чистый коммент в ЖЖ: нечего возразить, нечего добавить; «+1». Так раньше на стенах подворотен писали— чтобы отметиться: Киса и Ося были здесь. Ныне этот сорт мелкого хулиганства обременили лозунгом «раскрась свою жизнь» (заведи роман с классным чудиком, сними фильм про роман с классным чудиком — уровни нарратива тут не зря перемешаны). И поименовали «позитивом». Проблема даже не в том, что это понятие мерзкое и отпахивающее трупом (с соответствующими симпатичными пятнышками вроде раскраски маникюра и мобильников), — а в том, что оно антикинематографично. Хоть химия, хоть алхимия кино состоит в превращении негатива в позитив. В экзерсисе, трюке, tour de force. Но какого «force» можно ожидать от тех, кто занят одной лишь демонстрацией девчачьей милоты? А где не употреблено усилие — нет смысла говорить о профессии. Не фильм — поделка, бирюлька, фишка, и размахивание даже не руками, но косичками с бантиками.

Увлекательная и хорошо рассказанная история. Главное достоинство которой для меня — главная роль, исполненная Мадлен Джабраиловой. Это лучшая женская роль прошедшего года. Ее переводчица не попадает в рамки, освоенные нашим кино. Она не легкомысленная девица, не страдающая дама… Нечто другое — обычный, зрелый человек. Кроме того, я впервые увидел воплощенную на экране типичную историю — умная, толковая девушка влюбляется в полного идиота, придумывает себе его и целый мир вокруг него и посредством этого изменяется, становится счастливее. Удивительный поворот женской психологии. Парадоксальная ситуация. И исключительно достоверная.

Когда вышел первый фильм Оксаны Бычковой «Питер FM», мне показалось, что в кино пришел новый человек, с новой интонацией, ракурсом, взглядом. Она излучала какие-то простые, незамысловатые и в то же время глубокие эмоции. Новая картина Оксаны — это «Питер FM» наоборот. Намеки и недосказанность, создававшие настроение первого фильма, здесь сошли на нет. Осталась голая механика. Я, вообще, начинаю думать, что нельзя снимать в нашем кино артистов из студии Фоменко. Я их очень люблю, но снимать их нельзя. Их научили слишком достоверной интонации. Своим появлением на экране они вносят в фильм, что бы там ни происходило, элемент правды. На их фоне — все фальшь и подмена.

Русская симфония
3D
3D
Полночь в Париже
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»