Рецензии

Без видимых причин

Азарт высмеивания «Охоты на пиранью» был только первые два часа после просмотра. Он был изнанкой двухчасового мучения мозга, тела и чувства юмора. Потом стало несмешно. Теперь, даже если никогда не включать телевизор, где показывают КВН, он достанет тебя в кино. Других «законов жанра» у нас не знают.

когда раненой женщине в кадре ломают шею, чтоб не мучилась, и Сергей Гармаш делает это буквально со слезами на глазах — это пародия на что?
 
СЕАНС - 29/30 СЕАНС – 29/30

КВН отличает полная безответственность во всем, за что он берется, и этому почему-то принято радоваться. Как можно дольше оставайся на сцене и каждую старую шутку преподноси после долгой подготовки как большой подарок человечеству. Разве что-то из этих «законов» отсутствует в «Охоте на пиранью»? Пролог на химзаводе снят на полном серьезе, с жестокостями разными. Появляющийся следом супермен Мазур в исполнении Владимира Машкова — заведомо «облегченная» фигура. Как ни относись к писаниям Бушкова, сам он серьезно относится к бравым воякам и, как правильно кто-то заметил, олицетворяет собой всю «национальную ненависть». А Машков ориентирован только на женщин, что тут же подтверждает спор в лифте про «третий или четвертый, четвертый или третий» (размер груди главной героини). Вместе с героиней (Светлана Антонова), похожей на военного инженера так же, как Чиччолина на архитектора, они отправляются в Сибирь ликвидировать химоружие. Весь их сплав на плоту — вовсе не из боевика, даже иронического. Это французский фарс примерно середины ХIХ столетия, когда так и ждешь, что, картинно пререкаясь, Антонова невзначай запрыгнет Машкову на колени.

«Охота на пиранью». Реж. Андрей Кавун. 2006
Где сидит фазан Где сидит фазан

Между тем объявившийся в глухой тайге злодей Прохор, исполненный Евгением Мироновым, — ничуть не пародийный злодей. Даже выбеленные волосы не кажутся смешными. Прохор с обкуренной Синильгой лишь несколько экзотичны, слишком западны для тайги. Они-то как раз играют голливудский трэш-хоррор, которому очень подходит охота на людей. Однако возникшие далее хуторяне ломают и этот жанр, переодевшись в исторические костюмы времен Гражданской войны и намекая на мистический характер всего происходящего. Еще бы: когда затопленный завод взорвался, словно атомная бомба, не погибли не только Машков с Антоновой, которым это не положено по «ироническому» статусу, но и никто из злобных ряженых хуторян. И во всей этой каше нет даже командного кавээновского задора: «Кого будем побеждать». Вопросы правдоподобия заведомо не стоят — никаких отсылок к реальности не предусмотрено ни на начальном «советском заводе 70-х» (!!!), ни в бредовых рассуждениях о Китае, ни в сказочно-арабских торговцах оружием средь тайги. Но и «постмодернистский» контекст не складывается, сколько ни перечисляй источники вдохновения режиссера Андрея Кавуна. Пусть будет «пародия» на «Трудную мишень», «Крепкий орешек», «Сокровища Амазонки», «Шесть дней, семь ночей», «Крокодила Данди», «Похищение „Савойи“», но когда раненой женщине в кадре ломают шею, чтоб не мучилась, и Сергей Гармаш делает это буквально со слезами на глазах — это пародия на что? Так в КВНе может быть, только если свинцовая декорация рухнет на всю команду.

«Охота на пиранью». Реж. Андрей Кавун. 2006
неужели прихватка Машкова «ну, это нормально» убирает любые законы жанра?
 
«Охота на пиранью» — «Сеансу» отвечают... «Охота на пиранью» — «Сеансу» отвечают…

Слишком часто меняется модус повествования, в сюжете нет зерна. В финале есть только утверждение, что «наши победили», причем столь мелодраматичное (тут постарались авторы реплик Светланы Антоновой), что последние десять минут вообще опровергают заявленную «иронию». Все промежуточные эпизоды построены не «посюжетно», но только «пообъектно». Пытки (объект «Деревня»), охота со стрельбой (объект «Поле»), побег с драками и любовью (объекты «Вечерняя тайга», «На сопке», «Берег реки» и т.п.), бандитский город (объект «В кафе»), спецэффекты с Машковым и Мироновым (объект «Поезд»)… Предполагается, что трюки в разных местах приведут на фильм разные категории публики. Но каждый объект разбавляет «действие» красотами природы независимо от того, насколько оно «накалено» , и длится вдвое дольше положенного. Большинство привлеченных в качестве «отдельного подарка» актеров (Мерзликин, Ефремов, Сирин, Новиков, Горбунов) нужны «действию» как рыбе зонтик. К каждой «остроте», визуальной или словесной («А мы уже на ты?», огоньки в глазах Машкова), фильм готовится, как фигуристы — к прыжку «лутц» в четыре оборота. Нужно быть Кантом, о котором тоже говорят (эффект «культурки»), чтобы догадаться, зачем и кому нужен КВН в замедленном воспроизведении, беспредметный повтор чужих трюков в ритме похоронной процессии. Пусть луки делают из волос, пусть в разгар «действия» рассказывают друг другу полные биографии, пусть при очередном взрыве горючего героиню спасает погреб старой избы, до которого она, впрочем, в кадре так и не доползла, все равно: неужели прихватка Машкова «ну, это нормально» убирает любые законы жанра? Но разве не она тут — единственный общий знаменатель?

«Охота на пиранью». Реж. Андрей Кавун. 2006

Люди, по которым видно, что они не знают, чего хотят, хотят на самом деле одного — денег. Ваших с трудом заработанных денег. Способ отъема их они будут называть как угодно — «фильмом», «горшком», «печкой», «звездным небом», «нравственным законом». Но приложить свой собственный труд им тоже никогда в голову не придет.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: