18+

Подписка на журнал «Сеанс»

' . $issue->category_nicename .'

Сеансу отвечают: Зарубежное кино в России. Культовые режиссеры

Культ личности в России — дело пожизненное. Пока не отойдут в мир иной Кустурица, Кар-вай, братья Коэны, Китано, Джармуш и Тарантино (дай им всем Бог здоровья вне зависимости от степени актуальности), «новым зарубежным режиссерам» надеяться у нас не на что.

Смотря что понимать под словом «культовый». Если «популярный в узких кругах», то, очевидно, появились — скажем, Франсуа Озон, Такаси Миике.

Во-первых, это восточные режиссёры: Вонг Кар-вай, Ким Ки-дук, Такеши Китано, Такаши Миике. Сейчас появился Парк Чан-вук, который, возможно, станет культовым в ближайшее время. На Западе — Франсуа Озон; может быть, в какой-то степени ещё Катрин Брейя: она тоже завоевала свою нишу, вроде культовую. Альмодовар, «Догма», Коэны, Тарантино — это всё к 1990-м годам относится. Из американцев, может быть, стоит назвать Мэтью Берни — муж или друг Бьорк, автор нескольких фильмов, из которых наиболее известен «Кремастер». У него, конечно, специфическая, «продвинутая» аудитория, и, наверно, говорить о его культе преждевременно, но его показывали в московском Доме кино, и люди собирались.

Активно раскручивается у нас — и на мой взгляд, незаслуженно — Такаси Миике. Абсолютно он этого не заслуживает, посредственный режиссёр, но его культовость усиленно пропагандируется. Потом ещё Спайк Джонс и Кауфман, в паре. Кто там ещё? С трудом, с трудом вспоминаю… Я не люблю само слово «культовый». Есть фильмы, которые являются «культовыми» в силу узкого круга их поклонников. Но когда фильмы режиссёра спрашивают во всех видеопрокатах, это уже скорее не культовый, а модный. Вот среди модных сейчас — это Такаси Миике и Джонс с Кауфманом.

Такеси Китано, Такаси Миике, Педро Альмодовар.

Понятие «культовый» стало элементом рекламной раскрутки и по сути утратило свою коннотацию: в массовом сознании окончательно и давно сплелись в одно «культовость» «Властелина колец» с «культовостью» Квентина Тарантино.

Такеси Китано, Такаси Миике. После «Любовного настроения» (2000) вошел в моду гонконгский режиссер Вонг Кар-Вай. Ким Ки-Дук, и можно не сомневаться, что после всероссийской премьеры фильма «Oldboy» прославится его соотечественник Парк Чан-Вук. Короче говоря, в моду стремительно вошла (и не вышла) Азия.

Такеси Китано — без сомнения. Миядзаки, другие режиссеры, делающие мангу. Возможно, Такаси Миике. Ларс фон Триер — большой вопрос, скорее «нет», чем «да».

Может быть, Ким Ки-дук. И то, если учесть, что понятие «культовый» подменяет в российском дискурсе понятия «модный» и т.п. Вообще, «культовых режиссеров» не бывает, бывают «культовые фильмы», которые в мире можно пересчитать по пальцам. «Техасская резня бензопилой», «Rocky Horror Picture Show», «Нападение помидоров-убийц», например. Продолжить список, или и так понятно, что «культовое кино» — это предельно маргинальное явление?

Шьямалан, Китано и вернувшийся Тарантино. Для более узкой, киноманской аудитории: Озон, которого Россия возлюбила и признала гораздо раньше, чем Франция, и Ким Ки-Дук.

В нашем новорожденном прокате режиссеры часто зарабатывают себе на культ много позже собственного художественного рождения. Восточные случаи такого рода — Такеши Китано и Вонг Кар-вай. Первый вошел у нас в относительно широкий обиход после «Фейерверков» и особенно «Кикуджиро», второй — с «Любовным настроением». При том, что киноманы узнали их раньше и полюбили за другие заслуги. Равно как Педро Альмодовара и Ларса фон Триера — это случаи уже западные. Названные культы — вполне устойчивы. Чего не скажешь, например, о Гае Ритчи — здесь все было ярко, быстро, оглушительно и непрочно.

Не знаю, насколько они новые: Такеси Китано, Том Тыквер. Для кого-то, наверное, Катрин Брейя, Михаэль Ханеке, Франсуа Озон.

Библио
Skyeng
Чапаев
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»