19


Можно любить или не любить абсурдизм. Но вместе с Бэккетом, Ионеско пришел новый язык. То, что сейчас приносит наше братство и сестричество — Пресняковы, Дурненковы, Гремины, Исаевы, — за этим нет никакого художественного явления, направления, которое может быть названо как-то иначе, кроме как «новое». Борис Пастернак, который в новом безусловно понимал, потому что был одним из создателей нового поэтического языка, писал: «Талант — единственная новость, которая всегда нова».

Современные драматурги очень плохо чувствуют то, без чего драматургия существовать не может, — роль. Даже про советскую драматургию актриса говорила: я играю Лику в «Марате» или Нюру в пьесе «В день свадьбы» или Елену в «Варшавской мелодии». Но кто же вспомнит, кого играют актеры, как зовут по именам персонажей «Пластилина», «Изображая жертву» и т. д. Там характеров нет, там играть нечего. Драматургам только кажется, что они что-то приоткрывают, на самом деле все темы давно открыты. В конце концов, фильм «Интердевочка» — это 88-й год. Даже если говорить о мате, оставляя в стороне, хорошо это или плохо, Горбачев 15 лет назад на всю страну назвал гэкачепистов мудаками, и это было сказано по центральному телевидению. Если президент может это сказать, то дальше уже матюгаться неинтересно. Здесь может быть либо виртуозность текста, либо за этим должно стоять некоторое художественно осмысленное явление. Нет ни того, ни другого. Расшифрованные новгородские грамоты XI-XII вв. свидетельствуют, что наши предки матюгались так виртуозно, что никакому автору «Изображая жертву» и не снилось. Нет открытия, нет движения вперед, это все вошло в нашу жизнь, в том числе и в сценическую как минимум десять лет назад. Им кажется, что они новые. А они похожи друг на друга, как барышни из рекламы, как в каком-то шоу: выходит длинная дама с замечательными ногами в короткой юбке, и вам кажется, что у вас захватит дух. Не захватит, потому что потом выйдет еще тридцать одна, точно такая же. И вот когда ты читаешь или видишь на сцене тридцать одну пьесу, похожую на тридцать вторую, как две копейки, то понимаешь, что никакой новой драматургии нет.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: