18+

Подписка на журнал «Сеанс»

' . $issue->category_nicename .'

Сеансу отвечают: В той стране

Я не просто люблю Лидию Боброву — я ею восхищаюсь. Ворочать этими корявыми мужиками и горластыми бабками, снимать кино в непроходимых снегах- подвиг. Но уникальная работа заслуживает откровенности в оценке. Слабость фильма, на мой взгляд, в драматургии. Фрагментарность, идущая от литературной основы — отдельных рассказов — не преодолена. И не стала сознательным драматургическим принципом, что также было возможно. Фильм остался на перепутье. Отсюда сюжетные нестыковки, загадочные исчезновения героев и не вполне органичное сосуществование в кадре профессионалов и типажей.

Этот фильм уникален в современном российском кинематографе. Уникален по духовной силе, драгоценной художественной способности автора за нищетой, убожеством, разглядеть в каждом человеческую душу. Как бы ни была она замусорена, изуродована собственной слабостью и нечеловеческими условиями существования. Фильм излучает небесный свет, и хотя сердце сжимается отболи, где-то рядом звучит надежда, что человек победит дьявола во всех его личинах и воцарится гармония, что разлита в российской природе.

Странная смесь искренности и социального мазохизма. Фильм «В той стране» фиксирует очевидное: шукшинские герои давно предпочли порыв ритуалу. — о все это уже было сказано в первом фильме Лидии Бобровой «Ой, вы, гуси». Так что мы имеем дело с обидным самоповтором.

В своей новой картине Лидия Боброва реализовала на практике рецепт гоголевской Агафьи Тихоновны. В основу фильма о сегодняшем бытии российской глубинки она положила мотивы «Печек- лавочек» и «Калины красной», объяснившись в любви к источнику вдохновения. Взглянула на жизнь людей без столичного снобизма, увидев в них именно содей, а не микробов. Сумела сделать так, что актеры и типажи сосуществуют в кадре совершенно органично. Добавила тепла и грусти, сдобрила юмором, а не сарказмом. И в результате получилось по- настоящему хорошее кино.

Лидия Боброва с гуманистическим пониманием относится к любому мифу и не любит своих героев меньше оттого, что они с головой погрузились в сопереживания персонажам телесериалов. Но она явно утомлена мифологией о русском-сокровенном: отсюда наивная идеологичность фильма и его плакатная дидактичность. Это попытка ответить на извечный вопрос «что с нами происходит?» Но само желание автора постичь происходящее на земле русской с помощью логики и понять-таки Россию умом — превращает ее в модерниста почвенности.

Кредо Лидии Бобровой вывешено на деревенском стенде: афиша шукшинского фильма Вашсынибрат и листовка "не проходите мимо«с рожами пьяных мужиков. Хочется именно что пройти мимо и раствориться в прекрасных зимних пейзажах. Шукшин, между прочим, вышел из народа, чем и доказал, что выход имеется. Боброва декларирует свою полную с народом слиянность: получилась еще одна запись в истории безнадежной болезни. Возможно, здесь дышат почва и судьба, но искусство, которое должно в этот высокоторжественный момент кончаться, здесь и не начиналось.

Шукшинство фильма — не в коренных загвоздках земли русской (Боброва ведь экранизирует не Пьецуха, а Екимова), но в суматошной, бесшабашной артельности. При этом непрофессионалы оказываются лучшими актёрами: в них, чувствуется, земля играет. «В той стране» — это не в абрамовской Верколе, а в тридевятом царстве. Жили-были…

Фильм б той стране- российский вариант фирменной голливудской сборки из готовых деталей: в качестве блоков выступают безусловно шолоховские характеры и вполне шукшинские сюжетные мотивы. Фактура успешно романтизируется oneратором. В фильме есть тонкое чувство кинематографа, одно только смущает: если автор декларирует свою приверженность правде жизни, то, позвольте, какая же это правда, если кругом полная беспросветность и беспробудное пьянство? Согласен, от пьянства случаются беды, но ведь не все же.

Одно только недоумение. После первой картины была надежда. После этой — ничего, кроме грусти. Плохо взбитый коктейль из «Особенностей национальной охоты» и «Ваш сын и брат».

Лидия Боброва вышли из ватника Шукшина. В её фильме властвует русский дискурс — в пейзаже, в угловатой пластике, в сирых избах и ветровых песнях. Но сильнее всего — в сюжете коллективного мужского суицида, в необъяснимом смертолюбии. «В той стране» — трагическая рифма «Особенностям национальной охоты».

С потрясающими непрофессионалами в той стране, как и в этой, не может тягаться никто. Даже режиссер.

Лидия Боброва — хороший кинорежиссер. Она провоцирует исполнителей на естественно непредсказуемые интонации. В ее мизансценах почти нет нажима, с помощью которого режиссеры средние, пусть даже большие профессионалы, соединяют драматургическую материю с реальностью. Боброва чувствует и проявляет на экране то, что может быть названо фактурой эмоции — биологические, молекулярные взвихрения, окутывающие пространство между людьми. И делает это с домовитой естественностью. Будучи не очень компетентной в проблематике фильма, не стану анализировать, насколько полноценен явленный в нем утилитарный подход к сельскому алкоголизму. Если и можно говорить о конъюнктурности фильма, то она не опасна и не раздражает.

Пример точного расчета на провинциальную публику. Для остальных слишком очевидно, что в картине ничего нет, кроме пейзажей и истерики. Описания природы пролистываются, не читаясь, по-школьному (отсылка не случайна: изображение именно что уровня советской «Родной речи» — благородно и примитивно), игровые сцены хороши лишь там, где сняты не профессионалы, а жители знаменитой Верколы. Стон: «Россия спивается, однако будущее у нее есть» — иррационален, но вечен. Многие сердца откликаются, умы при этом стоят в сторонке.

В тех странах, где прописаны фестивали, которым хочет приглянуться фильм, к загадочной русской душе уже поостыли, а к профессионализму по-прежнему испытывают уважение. Поэтому шансов мало. В этой стране, где прокат отсутствует как факт, шансов не больше.

Библио
Skyeng
Чапаев
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»