хроника

«Русская симфония» — Режиссер о фильме

11 июня в 16:00 на «Ленфильме» состоится специальный показ «Русской симфонии». Картину представит и обсудит со зрителями ее режиссер Константин Лопушанский. Републикуем его короткое заявление из 10-го номера «Сеанса», сделанное по следам первых критических отзывов.

СЕАНС - 10 СЕАНС – 10

Проблему взаимоотношений критики и фильма я для себя условно определяю так: критик может придумать, за что полюбить фильм, и может придумать, за что фильм не полюбить. Наши критики обычно выбирают второй вариант. Мало того, главная беда — я это говорю не только как режиссер, но и как искусствовед — заключается в том, что критик часто предпочитает придумать за меня мой фильм. И этот новый фильм, который не имеет ничего общего с моим, становится поводом для эссе с разговорами на любимые темы. О Большом стиле, например.

«Русская симфония». Реж. Константин Лопушанский. 1994
Я намеренно придал герою черты портретного сходства с самим собой; если я так отношусь к себе, то это оправдывает мою иронию по отношению к другим.

Я не отношу себя к режиссерам, которые болезненно относятся к любой критике, хотя мне приятнее, конечно, когда фильм принимают. Но если критик, не принимая фильм, серьезно его разбирает — мне это всегда интересно. Раздражает только поверхностность суждений.

Говорить о том. что я продолжаю снимать кино о Конце Света — значит ничего не понять в «Русской симфонии». В первую очередь я снимал фильм обо лжи. Все лгут — в словах, интонациях, жестах. Врут другим и самим себе. Поэтому в фильме множество цитат. Цитата — это тоже своего рода неискренность, попытка укрыться. Обилие цитат может раздражать, но это уже вопрос вкуса. Мне очень важна ироничная интонация «Русской симфонии». Она пропитана черной иронией — странно этого не замечать, а толковать о глазуновщине, которой там и в помине нет. Причем ирония направлена и на самого себя. Я намеренно придал герою черты портретного сходства с самим собой; если я так отношусь к себе, то это оправдывает мою иронию по отношению к другим. Я не готов к рассуждениям о том, какую роль должна играть критика в кинопроцессе. Хочется, чтобы она была богата на имена, но что поделать, если Кракауэры и Бодрийары каждый день не рождаются.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: