Мы были последним поколением кинозрителей


Разница между маленькой Анютой и мной, каким я себя помню в детстве, состоит в том, что для меня каждый новый фильм был оплачен миллионами усилий: достать денег на билет, сбежать с урока, добраться до кинотеатра и т.д.. А назавтра в классе шло обсуждение: прорвался на фильм до шестнадцати или нет, какой был у нее разрез на платье, о чем они говорили… Это было целое приключение, настоящий ритуал.

А моя дочка сидит перед телевизором и щелкает пультиком совершенно равнодушно, потому что никакими усилиями это не оплачено. А раз не оплачено, значит, дешево стоит.

Вероятно, мы были последним поколением кинозрителей. Но у этого поколения телезрителей есть свои преимущества.

Они не будут хохотать над картинами Пикассо или Кандинского, как раньше, я помню, хохотали тети мани. Теледизайн приучил к картинке, где вьются змеистые линии, прыгают цветные кружочки и пятнышки. У них не будут вызывать оторопь сюрреалисты, потому что реклама, которую они смотрят, построена на сюрреалистических приемах: гигантская зубная щетка или глаз, летающий над озером.

Они незаметно получают из сериалов много полезных для себя знаний. Однажды Анюта спросила меня про натюрморты Матисса. Я удивился: откуда ты знаешь о них? Оказывается, о них говорили герои сериала.

Сериалы рассказывают о семейных отношениях и тем самым готовят детей ко взрослой жизни. И в этом смысле они уже не будут такими слепыми, какими были мы, когда урывками добывали интересующие всех сведения об интимной жизни из польских, итальянских, французских фильмов, которые появлялись в нашем прокате.

Но для моих старших детей Маши и Феди того, что может предложить телевидение, уже мало. Несмотря на шедевры, которые время от времени показывают, это уже полуголодный паек для них. Я бы хотел, конечно, чтобы они знали наизусть не «Санта-Барбару», а «Похитителей велосипедов» и чтобы они не декламировали слова рекламы из телевизионного новояза вместо «Роняет лес багряный свой убор…»


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: