Портрет
хроника

Большая актриса маленьких ролей


Тоталитарный роман. Реж. Вячеслав Сорокин. 1998

Гражданочка, горожаночка, мещаночка, провинциалочка или столичная штучка — все, что она играет, и как она играет, и какими при этом пользуется хитрыми, глазу не видимыми приспособлениями, — всюду будут прилагаться уменьшительные и не всегда ласкательные суффиксы. Ольга Волкова — большая актриса, которая играет маленькую женщину как маленького человека — в том самом, традиционном русском понимании.

У нее почти не было главных ролей, как правило, эпизоды, иногда вовсе крохотные. В цейтноте эпизодической роли О. В. — неизменно дисциплинированный мастер своего дела. Ее жанр — жанр скороговорки (также и в буквальном смысле — она умеет нанизывать слова быстро-быстро-быстро). Но и шире — в коротких экранных «выходах». О. В. способна сыграть прошлое и будущее одновременно с настоящим — уместить все то, что именуется человеческой судьбой, в считанные, скупо отмеренные минуты.

В своих перевоплощениях она обходится малым: кудельки и талия в рюмочку (модистка-француженка), фартушок и кружевная наколка (официантка в привокзальном ресторане), шестимесячная завивка и кримпленовый костюмчик (совслужащая с зарплатой 120 рублей плюс прогрессивка). Она внесоциальна, вневременна — как вневременно и внесоциально женское неблагополучие. Героини О. В. (и бедовые бабенки-разведенки, и аляповатые профурсетки — бывшие красотки, и некогда «девушки его мечты» — ныне заезженные клячи, и в прошлом деятельницы с идеалами — а теперь потухшие и высушенные карьеристки) могли быть добродушными или ядовитыми, привлекательными или так себе, вкрадчивыми кошечками или змеюками подколодными — и только счастливыми они не были никогда.

В девяностые кинематограф наконец снял актрису с «эпизодного» пайка и расщедрился на несколько «среднеметражных» ролей.

Увы, в «Небесах обетованных» О. В. не избежала общего бесстилья: острая эксцентричность нещадно эксплуатировалась, а привычно жесткий самоконтроль не сработал.

Ее роли в «Колечке золотом…» и «Тоталитарном романе» объединяет тема смирения, но равно богатое содержание этих работ не только различно, но и противоположно. Варвара Цыбукина из «Колечка золотого»… — то ли супруга, то ли приживалка в доме лавочника, нажившегося на торговле дурным зельем. Она уютно хлопочет по хозяйству, исправно подает нищим от щедрот своих, подливает маслица в многочисленные лампадки. Украдкой зевнет, прикрыв рот ладошкой, достанет графинчик из шкапчика угоститься, мелко перекрестится и дальше посеменит уточкой, ох-тех-тех, грехи наши тяжкие… Следуя добрым ее наставлениям, старик женит своего ничтожного сына, а затем отпишет землю несчастному внуку — и останется соломенной вдовой безответная Липочка, страшной смертью погибнет ее младенец. О. В. умно и безжалостно играет великую пошлость ханжества как вечного зазеркалья примиренного со злом благочестия, благие намерения, которыми дорога известно куда выстелена.

Иное смирение — у ее Гертруды Францевны в «Тоталитарном романе». Немка, переселенная на край света в вагоне для скота, одна из тех самых щепок, разлетевшихся после рубки леса. Кажется, она для того и существует в фильме, чтобы возник «второй план» (оттеняющий, высвечивающий) для «первоплановых» главных героев. Там — через край полнота жизни и чувств. У нее — глубоко упрятанная память о том, что жизнь когда-то была. Там — жажда быть на виду, совершать поступки, любить и быть любимым. У нее день да ночь — сутки прочь, спасибо и за это. Бесслезное спокойствие конченной жизни и сбереженная совесть как последнее достояние. Все прочее — сокровища прошлого или хлам настоящего — она уже отдала или готова отдать без боя.

Именно в этой роли облекается в слова своеобразное жизненное кредо ее героинь: живу, как миллионы других людей, и так жить — можно. Не борьба с жизнью, и не страдание, и не несчастье, и даже не усталость, а то состояние человека, которое наступает после и уже навсегда. Вот это и есть эволюция темы О. В. Ей, актрисе малых форм, кино и по сей день не сподобилось предложить ни одной заглавной роли. Однако масштаб ее экранного образа можно считать грандиозным: прототипам ее героинь имя — легион.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: