18+

Подписка на журнал «Сеанс»

18 АПРЕЛЯ, 2014 // Портрет / Хроника

Большая актриса маленьких ролей

Не сегодня, 15 апреля, замечательной российской актрисе Ольге Волковой исполнилось 75 лет. Поздравляем Ольгу Владимировну с юбилеем (лучше поздно, чем никогда), желаем крепкого здоровья и публикуем статью, написанную об актрисе Любовью Аркус специально для «Новейшей истории отечественного кино».

«Тоталитарный роман». Реж. Вячеслав Сорокин. 1998«Тоталитарный роман». Реж. Вячеслав Сорокин. 1998

Гражданочка, горожаночка, мещаночка, провинциалочка или столичная штучка — все, что она играет, и как она играет, и какими при этом пользуется хитрыми, глазу не видимыми приспособлениями, — всюду будут прилагаться уменьшительные и не всегда ласкательные суффиксы. Ольга Волкова — большая актриса, которая играет маленькую женщину как маленького человека — в том самом, традиционном русском понимании.

У нее почти не было главных ролей, как правило, эпизоды, иногда вовсе крохотные. В цейтноте эпизодической роли О. В. — неизменно дисциплинированный мастер своего дела. Ее жанр — жанр скороговорки (также и в буквальном смысле — она умеет нанизывать слова быстро-быстро-быстро). Но и шире — в коротких экранных «выходах». О. В. способна сыграть прошлое и будущее одновременно с настоящим — уместить все то, что именуется человеческой судьбой, в считанные, скупо отмеренные минуты.

В своих перевоплощениях она обходится малым: кудельки и талия в рюмочку (модистка-француженка), фартушок и кружевная наколка (официантка в привокзальном ресторане), шестимесячная завивка и кримпленовый костюмчик (совслужащая с зарплатой 120 рублей плюс прогрессивка). Она внесоциальна, вневременна — как вневременно и внесоциально женское неблагополучие. Героини О. В. (и бедовые бабенки-разведенки, и аляповатые профурсетки — бывшие красотки, и некогда «девушки его мечты» — ныне заезженные клячи, и в прошлом деятельницы с идеалами — а теперь потухшие и высушенные карьеристки) могли быть добродушными или ядовитыми, привлекательными или так себе, вкрадчивыми кошечками или змеюками подколодными — и только счастливыми они не были никогда.

В девяностые кинематограф наконец снял актрису с «эпизодного» пайка и расщедрился на несколько «среднеметражных» ролей.

Увы, в «Небесах обетованных» О. В. не избежала общего бесстилья: острая эксцентричность нещадно эксплуатировалась, а привычно жесткий самоконтроль не сработал.

Ее роли в «Колечке золотом…» и «Тоталитарном романе» объединяет тема смирения, но равно богатое содержание этих работ не только различно, но и противоположно. Варвара Цыбукина из «Колечка золотого»… — то ли супруга, то ли приживалка в доме лавочника, нажившегося на торговле дурным зельем. Она уютно хлопочет по хозяйству, исправно подает нищим от щедрот своих, подливает маслица в многочисленные лампадки. Украдкой зевнет, прикрыв рот ладошкой, достанет графинчик из шкапчика угоститься, мелко перекрестится и дальше посеменит уточкой, ох-тех-тех, грехи наши тяжкие… Следуя добрым ее наставлениям, старик женит своего ничтожного сына, а затем отпишет землю несчастному внуку — и останется соломенной вдовой безответная Липочка, страшной смертью погибнет ее младенец. О. В. умно и безжалостно играет великую пошлость ханжества как вечного зазеркалья примиренного со злом благочестия, благие намерения, которыми дорога известно куда выстелена.

Иное смирение — у ее Гертруды Францевны в «Тоталитарном романе». Немка, переселенная на край света в вагоне для скота, одна из тех самых щепок, разлетевшихся после рубки леса. Кажется, она для того и существует в фильме, чтобы возник «второй план» (оттеняющий, высвечивающий) для «первоплановых» главных героев. Там — через край полнота жизни и чувств. У нее — глубоко упрятанная память о том, что жизнь когда-то была. Там — жажда быть на виду, совершать поступки, любить и быть любимым. У нее день да ночь — сутки прочь, спасибо и за это. Бесслезное спокойствие конченной жизни и сбереженная совесть как последнее достояние. Все прочее — сокровища прошлого или хлам настоящего — она уже отдала или готова отдать без боя.

Именно в этой роли облекается в слова своеобразное жизненное кредо ее героинь: живу, как миллионы других людей, и так жить — можно. Не борьба с жизнью, и не страдание, и не несчастье, и даже не усталость, а то состояние человека, которое наступает после и уже навсегда. Вот это и есть эволюция темы О. В. Ей, актрисе малых форм, кино и по сей день не сподобилось предложить ни одной заглавной роли. Однако масштаб ее экранного образа можно считать грандиозным: прототипам ее героинь имя — легион.

Библио
Skyeng
Чапаев
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»