хроника

Умер Александр Аскольдов


Вышло так, что один из самых важных фильмов перестройки был снят за двадцать лет до нее. «Комиссар», вызволенный из небытия в 1987 году и показанный кинематографистам в ПРОККе XV Московского кинофестиваля, стал сенсацией и символом гласности в кино. Обнародованная история злоключений «Комиссара» и его автора более походила на порождение чьего-то больного воображения, чем на быль. Фильм, снятый Александром Аскольдовым на студии им. Горького по рассказу Василия Гроссмана, закрыли по очевидной, но непроизносимой причине «положительного» освещения «еврейского вопроса» — это было известно доподлинно.

Все остальное — суд, увольнение с формулировкой «профнепригодность», исключение из партии, выселение из столицы за тунеядство, последующее трудоустройство режиссером-постановщиком концертных программ Аллы Пугачевой, работа директором киноконцертного зала «Россия» в Москве, повторное исключение из партии и так далее — относится к области легенд, которые сам режиссер не спешит ни подтверждать, ни опровергать. Возможно, потому, что за последние тридцать лет собственная биография стала главным объектом приложения его творческих сил. Так или иначе, из всего этого драматичного сумбура ясно одно: путь кинорежиссера Александра Аскольдова был жестоко прерван в самом начале. Впрочем, печальный сюжет заканчивался, казалось бы, благополучно. «Комиссар» вышел в широкий прокат, получил множество международных призов и занял достойное место в учебниках по истории кино.

Он это без сомнения, заслужил. Аскольдов сиял фильм замечательный — и в контексте своего времени, и вне его. В те же самые годы, одновременно с «Комиссаром» были сделаны «Андрей Рублев» и «Июльский дождь», «В огне брода нет», «Короткие встречи» и «Интервенция», но и на их фоне картина Александра Аскольдова выглядит аномалией — чуть ли не идеологической диверсией автора, свободного от внутренней цензуры. Диверсией тем более «опасной», что осуществлена на «социалистической» почве, взрыхленной привычными историзмом и реализмом.

Как показала дальнейшая судьба «Комиссара», его язык с годами не устарел. Цельный, строгий, зернистый — по замыслу, по тону и по изображению — фильм снят так, будто Аскольдов был последним несломленным киноавангардистом двадцатых, решившимся в конце шестидесятых на трагедию о Гражданской войне. Трагедийны в фильме не только пространство, распахнутое для поединка жизни и смерти, и аскетичная кристальная структура, неукоснительно влекущая героев к гибели, а зрителей к катарсису, но и игра актеров — Нонны Мордюковой, Ролана Быкова, Василия Шукшина, соединяющих детальный психологизм с широкой символической обобщенностью. Чтобы определить место фильма Александра Аскольдова в истории, достаточно признать, что, кроме «Андрея Рублева» и «Комиссара», послеоттепельное советское кино оригинальных трагедий не создало.

В кино Александр Аскольдов больше ничего не сделал. Ни запоздалому успеху, ни тем более перестройке не под силу было что-либо изменить в его режиссерской судьбе. Вряд ли стоит допытываться, почему. Можно посетовать, что время ушло: режиссура — искусство живое подвижное. Можно обвинить гласность, не спросясь катапультировавшую Аскольдова из изгоев в пророки. Как бы то ни было, «Комиссаром» и последовавшим за ним молчанием Александр Аскольдов присоединился к пантеону «авторов одного шедевра» — их в истории мировой культуры не так уж мало.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: