18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №9

В девятом дайджесте — эссе о внезапных финалах, рассуждения о неоконченных фильмах, неотличимые глазу дубли Звягинцева и баскетболист Абдул-Джаббар за Мартина Макдону.

IndieWire подробно рассказывает об иноязычных номинантах на «Оскар»:

«“Нелюбовь” — трогательная, напряженная семейная драма, проклинающая российское общество, которое автор сценария и режиссер Андрей Звягинцев изображает поглощенным карьеризмом, эгоизмом, жадностью и даже полным пренебрежением к собственным детям».

В оскаровском опросе New York Times фильм Звягинцева — на третьем месте в своей номинации.

 

● ● ●

Там же, в NYT, подготовили профайл Звягинцева, главным образом режиссер подан через свою дотошность на съемках. Так, оператор Михаил Кричман рассказывает о 28 дублях (в среднем на один план необходимо 12), между которыми никто, кроме режиссера, кажется, не видит разницы. Некоторые места в переводе теряют:

Moving to Moscow to continue his training, Mr. Zvyagintsev worked for three years as a dvornik, a kind of building caretaker. In Soviet times, the job appealed to artists because it came with a free apartment and plenty of spare time.

 

● ● ●

Hollywood Reporter подключает тяжелую артиллерию к обсуждению «Трех билбордов»: фильм, напомним, оказался в центре скандала — некоторые зрители узрели в нем призыв прощать расистов. На THR с трибуны выступает Карим Абдул-Джаббар, легендарный баскетболист, а ныне колумнист по расовым вопросам. Говорит очевидные вещи, но иногда, видимо, требуется рост 2 метра 18 сантиметров, чтобы разглядеть что-то за всеобщим непониманием.

«Конечно, плачевно, что чувствительная тема полицейского насилия используется безадресно, но фильм не о том. Он о поиске тлеющего уголька человечности в каждом из нас, и о попытке этот уголек раздуть, пока он не станет светить ярко — даже в самых темных людях».

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури». 2017

 

● ● ●

На Mubi — текст о документальном «“Аде” Анри-Жоржа Клузо». Анри де Коринф приходит к выводу, что это даже неплохо, что «Ад» не удалось завершить, ведь едва ли не главное его открытие — самоценность любого фрагмента, которой добился режиссер. Каким образом следует подходить к фильмам, которые мы знаем лишь фрагментарно? Может ли выступать в качестве полновесного высказывания тестовый или репетиционный метраж, как, например, было с «Киевскими фресками» Параджанова?

«Ад Анри-Жоржа Клузо». 2009

 

● ● ●

Film Comment выпустил подкаст, где обсуждается фильмография Валески Гризебах — ее «Вестерн» в числе самых примечательных работ ушедшего года.

 

 

● ● ●

Совсем уже не новость, но материал с долгоиграющим эффектом: результаты опросов Senses of Cinema. Шесть частей, десятки респондентов, списки сугубо синефильские и, напротив, более-менее простые и аннотированные, в общем, изучать можно долго, пешком тут далеко не уйдешь.

 

● ● ●

Тимур Бекмамбетов показал в Берлине «Профиль», Андрей Плахов коротко поговорил с ним для «Коммерсанта»:

«Все больше историй будет рассказываться через экран-монитор — хотим мы этого или нет. Жизнь перемещается в виртуальный мир. При этом жизнь человеческого духа никто не отменял, однако выражается она теперь по-другому. С фильма “Убрать из друзей” (о том, как подростки виртуально издеваются друг над другом) для меня началось главное приключение моей жизни — изобретение нового киноязыка».

 

● ● ●

В Берлине не удается уйти от вопросов: мы узнали о втором режиссерском проекте Михаила Идова, а Максим Заговора из «Кино ТВ» расспросил Бориса Хлебникова о новом проекте. Впервые это прошлое — в основе картины лежит роман Владимова «Три минуты молчания» 1976 года, профессия прилагается: в центре мурманские рыбаки. Над сценарием режиссер снова работает с Наталией Мещаниновой. (Напоминаем, что ее сборник «Рассказы» от издательства «Сеанс» скоро станет раритетом — успейте завести себе.) Подробнее, но в письменной форме, о фильме говорят на ProfiCinema.

 

 

● ● ●

Там же, на Кино ТВ — интервью с Лав Диасом, его обозначают как «первое на русском языке», но это, конечно, не так: Алексей Артамонов говорил с режиссером для «Сеанса» три года назад.

— Начну с очевидного вопроса. Почему ваши фильмы длятся так долго? Чтобы их посмотреть, зрителю нужно провести в зале рабочий день. Это желание разрушить принятые нормы кинопоказа, или вы пытаетесь ухватить реальную длительность? Базен бы ваше кино назвал идеальным неореализмом.

— Я опираюсь на базеновскую перспективу, многие вещи лучше показывать долгими планами. В Голливуде решили, что фильмы должны идти полтора часа. Но это всего лишь коммерческое условие, позволяющее получить максимальную прибыль. Я не ломаю конвенцию, а просто вырываю свое кино из когтей маркетинга. Оно возвращается в руки художника, и вместе с ним свободной от маркетинговых характеристик или практик оказывается и аудитория.

 

 

● ● ●

Коротенькое эссе на Fandor о финалах, которые обрываются.

«Эти финалы не просто уходят в затемнение, нет — резкий переход в черное становится бинарной оппозицией изображению, пустотой».

«Старикам тут не место. 2007»

 

● ● ●

Смотреть так смотреть: в выходные «Кольта» и фонд «Пилигрим» показывают «Убеждения» Татьяны Чистовой. Там очень интересная преамбула — в России есть право на альтернативную военной гражданскую службу, но об этом мало кто помнит, а те, кто вспоминают, должны хорошенько побороться за свои убеждения.

 

● ● ●

Очередной голливудский круглый стол — со сценаристами. К ожидаемым Соркину и Пилу подсадили Фатиха Акина и Даррена Аронофски.

 

Bergman
Face
Beat
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»