18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №27

Уэллс, литературные негры и важные персоны. Годар, которого не было. Не дождаться книги о Жаке Тати. Дождались закона, который оставит нас без кинопоказов.

 

30 июля не стало Александра Расторгуева — соратника и автора «Сеанса», выдающегося документалиста. Мы подготовили дайджест наших публикаций. Читайте также, что о режиссере пишет Алексей Артамонов на «Кольте». Расшифровку репетиции фильма «Обвиняемый без головы» — им Расторгуев занимался в последние месяцы. Смотрите фильмы режиссера в кинотеатре Artdoc.media.

 

● ● ●

Сегодня президент Владимир Путин подписал новый вариант закона о поддержке кинематографии — того, который, по сути, приведет к запрету ретроспектив и многих других фестивальных показов. Читайте, что говорят об этом представители фестивалей, прокатчики и киноведы.

 

● ● ●

Журнал The Believer перезапустил сайт, теперь там можно читать архивные материалы — как, например, портрет комика Джерри Льюиса в двух частях. Первая и вторая. В ней комедию Льюиса сравнивают с тем, что делали Чаплин, Китон, Лорел и Харди, а также объясняют, отчего распался успешный дуэт Льюиса и Дина Мартина.

«Дин был якорем, благодаря которому Джерри мог удаляться сколь угодно далеко от представлений о надлежащем мужском поведении. Их сценки в ночных клубах и появления на ТВ позволяли срываться с катушек, не очерчивая толком своих персонажей, но фильмы требовали хотя бы какой-то психологической подоплеки; поведение Джерри следовало оправдать. Отсюда возник персонаж, запертый между детством и половозрелостью, „гиперактивный пацан“ на марше […]. Как если бы пубертат оказался не периодом, а постоянным состоянием, и физическая комедия Джерри становится метафорой тела, вышедшего из-под контроля».

 

 

● ● ●

После успеха «Третьего человека» Орсон Уэллс повторил роль из фильма в радиопередаче «Приключения Гарри Лайма» — в каждом из 50 с лишним эпизодов он рассказывал авантюрную историю про Лайма, произошедшую до событий фильма. Сериал был весьма популярен, и продюсеры решили заказать несколько новеллизаций. Уэллс узнал, что платят по тысяче долларов за рассказ — и взялся написать сразу шесть. Само собой, через несколько месяцев в редакцию заявился подлинный автор, который устроил скандал — Уэллс не счел нужным расплатиться с литературным негром, и парировал просто: не платите, то были не слишком хорошие книжки.

Как бы там ни было, одну из историй Уэллс в дальнейшем пытался переработать в сценарий, его никто не взял, и Уэллс переделал его в книгу. Книгу тоже издавать не стали; под названием «Большая шишка» она в переводном варианте вышла во Франции. И вот на днях стало известно, что в Турине все эти годы хранилась английская версия романа под названием V.I.P. Мы вряд ли узнаем, писал ли Уэллс «Шишку» самостоятельно — во всяком случае, от этого момента биографии не открещивался, и позднее в диалоге пересказал сюжет Питеру Богдановичу.

«Действие происходит, скажу не без стыда, в одном из вымышленных королевств, размером с Люксембург, но в средиземноморском регионе — последнее на земле место, куда еще не проникли „Пепси“ или „Кока-кола“. […] Они живут там на американскую гуманитарную помощь со времен войны — а те платят, чтобы отогнать коммунистическую угрозу. По правде говоря, там и коммунистов никаких нет — но это их собственный, тщательно оберегаемый секрет».

 

 

● ● ●

В самом начале 1970-х критик Джонатан Розенбаум помогал Жаку Тати со сценариями. Даром это не прошло: издательство Taschen пять лет назад задумало книгу о режиссере, и Розенбаума попросили рассказать о фильмах. К сожалению, книга так и не состоялась, и теперь Розенбаум выкладывает тексты, написанные для нее: читайте о «Праздничном дне», «Каникулах господина Юло», «Моем дядюшке», «Времени развлечений», «Трафике» и «Параде». Вероятно, тем самым забивая последний гвоздь в крышку гроба этой книги.

 

● ● ●

Когда Каннский кинофестиваль только открылся, на Ютубе появилась короткометражка «Ветер с запада», Vent d’ouest, снятая Годаром. Режиссер и раньше выкладывал свои работы на сайте — новый фильм быстро посмотрели и нашли выдающимся «Кайе дю синема» и Le Monde. Через пару дней продюсер, монтажер и оператор Годара Фабрис Араньо написал, что это фейк — от Годара там только закадровый голос. Люди из «Кайе» быстро затерли хвалебный пост в соцсетях. Похоже, лучше всего режиссера знают в Libération: там сразу догадались, что это хорошая калька.

Характерно, что Годар так и не прояснил ситуацию — на той самой конференции по FaceTime никто не задал вопрос про «Ветер».

 

 

● ● ●

Ричард Броди советует посмотреть «Двоих в Манхэттене»: нуар Жан-Пьера Мельвиля, в котором два стойких француза отправляются в Нью-Йорка на поиски женщины. Броди описывает, как вроде бы жанровое кино становится отчетливым политическим высказыванием.

 

● ● ●

Всякий подписчик стриминга Mubi уже мог быть травмирован фильмами, которые откапывает Николас Виндинг Рефн. Теперь он, наконец-то, забрал их себе на платформу ByNWR.com — показывают бесплатно, но это и неудивительно, стоит только глянуть, например, Shanty Tramp или «Пылающий ад»: проповедники из 70-х сняли кино с отрезанными головами и вываливающимися внутренностями. Еще одно интервью по поводу премьеры вышло в The New York Times — из него становится ясно, что сам Рефн не торопится смотреть эти находки:

«Не сказать, чтобы я эти фильмы особо смотрел. Смотрят их другие люди, которые работают на меня, а я полагаюсь на их оценку. Я спрашиваю их: „Этот фильм выглядит, как личный проект этого автора?“ Парочку из этих фильмов я посмотрел, получил удовольствие. Многие из них я пока не видел, но мне нравилась их идея, и когда я узнавал, что за люди их делали, то был восхищен».

 

 

● ● ●

Ксения Реутова поговорила для «Кольты» с Томасом Штубером, режиссером картины «Между рядами» — прямо сейчас она в прокате, сходите и вы.

«Я сразу попросил людей из супермаркета, чтобы артистам не делали никаких поблажек: „Обращайтесь с ними так, будто они — новые работники. Вы же наверняка в первые дни показываете новичкам, что и как устроено. Вот так себя и ведите“. Актеры должны были вписаться в рабочий ритм супермаркета, ходить вместе со всеми на обед, учиться водить погрузчик. А иначе они бы так и не поняли, каково это — за смену в 8 или 9 часов проходить в среднем по 15 километров. Для этого, например, не всякие туфли или ботинки подойдут. У работников супермаркетов обычно специальная обувь, очень легкая».

 

● ● ●

На Кино ТВ — одна из самых внезапных подборок года. Зинаида Пронченко со знанием дела советует фильмы для Марин Ле Пен, которая сегодня отмечает 50-летие. Кому еще такого пожелают:

«Одно из принципиальных разногласий Ле Пен и Макрона касалось войны в Алжире. Для Эмманюэля это геноцид, для Марин — тропы славы. Как бы там ни было, „Непокорённый“ Алана Кавалье с совсем молодым Делоном в роли сомневающегося французского наёмника — однозначный must see. Даже если дочери своего отца (какой Алжир, для него и Шоа не проблема) не понравится критика милитаризма и колониализма, то эротическая сцена, в которой Делон поит пленницу-коммунистку через дверь, просовывая трубочку в замочную скважину, точно взбудоражит разведённую, свободную, в поисках мужчины Марин».

 

● ● ●

Плакаты картин Жака Беккера — любо-дорого смотреть, а некоторые вполне можно и распечатать.

 

 

● ● ●

Короткое видеоэссе от Criterion посвящено работе Робби Мюллера с Триером над «Рассекая волны». Целиком этот сюжет исследуют в передаче Observations on Film Art на сайте стриминга Filmstruck.

 

● ● ●

Film School Rejects собрали главные видеоэссе о Pixar. Например, вот о взаимосвязях с классическим кино:

 

 

● ● ●

Комментированная сцена из новой «Невыполнимой миссии».

 

Люмет
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»