18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №20

Клер Дени и Жюльет Бинош, Чанг Че и Джон Ву, Вуди Аллен и всё семейство Фэрроу в двадцатом дайджесте. Помимо чтения — танцующий Чаплин, а также три вздоха перед катабасисом.

Сегодня 14-й день голодовки режиссера Олега Сенцова, которого удерживают в колонии строгого режима по сфабрикованному обвинению. Антон Долин тезисно сформулировал, что не так в этом деле. Алексей Медведев написал, почему Сенцов. Мария Кувшинова — провоцирующий текст о нашем месте в этих событиях.

 

● ● ●

Приемный сын Вуди Аллена высказался в защиту отца, которого в публичном поле продолжают обвинять в совершении насильственных действий в отношении приемной дочери Дилан Фэрроу 25 лет назад — ей тогда было 7 лет. Мозес Фэрроу старался избегать публичности, но теперь написал большой пост на Blogspot о том, что произошло 4 августа 1992 года. Мы подготовили сокращенный перевод этого важного свидетельства.

«За без малого 60 лет в публичном поле никто не выступил с обвинениями хотя бы даже в плохом поведении на свидании, или в любой профессиональной ситуации, не говоря уже о насилии над ребенком. Как специалист [Фэрроу выучился на психотерапевта — примеч. ред.], могу сказать, что насилие над детьми — это навязчивая болезнь и девиация, которая требует повторения. Дилан годами бывала наедине с Вуди в его квартире, и не было ни намека на некорректное поведение с его стороны, однако некоторые люди хотят верить, что в 56 лет он внезапно решил стать детским насильником в доме, полном враждебно настроенных людей».

Аллен, Фэрроу и дети в Санкт-Петербурге

 

● ● ●

В 1972 году во Французской синематеке открылась экспозиция, собранная и подготовленная Анри Ланглуа. Двадцать пять лет спустя его наследники судились с синематекой из-за прав: возник прецедентный для судебных разбирательств вопрос о том, является ли сама экспозиция произведением искусства и распространяется ли на нее действие законов об интеллектуальной собственности. Этот вопрос 10 дней назад обсуждали снова: в дискуссии, которую публикует Colta, приняли участие бельгийский художник Коб Маттис, киновед Петр Багров, куратор кинопрограмм Третьяковки Максим Павлов, историк искусства Карина Караева и другие.

«Маттис: Анри Ланглуа в 1972 г. создал во дворце Шайо экспозицию об истории кинематографа. Коллекция располагалась на площади более 3000 квадратных метров. Там можно было увидеть коллажи, созданные из проекций фильмов, а порядок залов оформили в соответствии с хронологией истории кино.

Петр Багров: Я бы отметил, что режиссеры „новой волны“ выросли на показах Синематеки, а не на экспозиции. Потому что французский Музей кино был открыт за несколько лет до смерти Ланглуа. То есть влияние он оказал огромное, но не экспозицией, а показами.

Павлов: Это очень важное замечание. Изначально славу Французской синематеке принесли именно скандальные показы фильмов, из-за которых его пытались уволить».

 

● ● ●

The New Yorker опубликовал большой текст о Клер Дени, где она много говорит о себе, и это вполне себе кино Клер Дени: вот она ребенком прячется в багажнике автомобиля ото львов, а вот ее ловит маньяк в темной парадной.

«„Я могу быть самым несносным и злым человеком на съемочной площадке“, говорит она. „Кричать, срываться, жаловаться. Я не очень-то уважаю себя как режиссера. Люди принимают меня такой, какая я есть, потому что знают: я не притворяюсь. Наверное“».

 

● ● ●

Обновленный сайт Criterion пополнился интервью с Жюльет Бинош, где она тоже говорит о Клер Дени — они давным-давно знакомы, но поработали впервые лишь сейчас, на фильме «Впусти солнце».

«Ну, мы познакомились очень давно, еще когда Клер работала с Тарковским. Она занималась кастингом на „Жертвоприношении“ [где Бинош в итоге не появилась — примеч. Criterion]. Потом она попросила меня сыграть в „Шоколаде“, ее первой картине, но я наверное была чем-то другим занята, и сказала нет. После этого она не звала меня ни в один из фильмов, но я знала, что однажды мы встретимся».

Жюльет Бинош и Клер Дени

 

● ● ●

Cineticle в номере «К новой географии» публикуют текст Анагаты Жулитовой об Одзу.

«Во время просмотра фильма „Токийская повесть“ Ясудзиро Одзу я констатирую один факт своего опыта: я не замечаю границы кадра. Это отправная точка этой статьи.

Всегда неловко начинать с личного впечатления. Кажется, что оно никак не может служить основанием для чего-то серьёзного — в пределе объективного. Но оно нужно, чтобы задать витгенштейновский вопрос „Почему?“.

В действительности это не какой-то особенный философский вопрос, это предельно обычный вопрос, например, как „Почему меня трогает это произведение?“. В моём случае этот вопрос звучит так: „Почему я не замечаю рамку кадра?“. Эта намеренная субъективация вопроса, да и последующего объяснения».

 

● ● ●

Кому Одзу, а кому и кайдзю. Брок Дешейн рассказывает «две или три вещи, которые знает о Годзилле».

«Снятый так, словно это черно-белый документальный нуар из ада, сделанный художниками, которые застали и пережили разрушение свой нации, Gojira перерабатывает знакомые ходы голливудских прародителей в жанре „монстр на воле“ в спешный пацифистский призыв в адрес мира, находящегося на грани гибели».

 

 

● ● ●

На Mubi — профайл Чанга Че, основоположника жанра «героического кровопролития» и наставника Джона Ву. Че оказал значительное влияние на жанр уся и на фильмы с кун-фу, а также снял фильмы, звуки и диалоги из которых потом будет сэмплировать любимый музыкант Джармуша и Тарантино RZA.

 

● ● ●

20 мая умер Билл Голд, художник, автор классических киноафиш — The Guardian напоминает о самых важных. «Афера», Бонд, «В случае убийства наберите М», «Бонни и Клайд», «Изгоняющий дьявола» — это вам не афиши кинотеатра «Вулкан» в Твери.

 

● ● ●

Рядом — о подзабытом предмете коллекционирования, который у нас не имеет однозначного названия, а в США зовется lobby cards, по сути — афиши малого формата, основная особенность которых заключалась в серийности: к фильму, как правило, делали восемь таких афиш, каждая из отдельно взятой сцены. Зритель приходил в кино, и пока шел по коридору в зал, мог познакомиться с ударными моментами грядущего фильма. Примеры таких сюжетов приводит сообщество журнала Film Panic в фейсбуке.

 

 

● ● ●

 

Хорошая подборка под названием «10 великих революционных фильмов 60-х» от BFI: всего один Годар, зато — фильмы из Бразилии, Аргентины, Сенегала и Кубы.

 

● ● ●

Сайт tvkinoradio спрашивает у режиссеров, что читать по работе. Отвечают Наталья Меркулова (Митта), Вадим Перельман (Эйзенштейн), Аксинья Гог (Ходоровски) и другие.

 

● ● ●

Видео напоследок.

Фон Триер показал три короткие сцены из «Джека».

 

 

 

 

● ● ●

Дэвид Кейрнс разбирает гэги у полнометражного Чаплина.

 

Райан Куглер («Черная пантера») учит снимать кино.

Киносцена
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»