18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №17

Кэрри Фишер пишет реплики Мелу Гибсону, Джон Лэндис вместо реплик слышит звуки кассового аппарата, а рядовой Вильгельм из проходного вестерна дает имя главному крику в истории кино.

 

 

Друзья, к нам приехал номер 67 журнала. Скоро он доберется до подписчиков, а остальные смогут купить его в интернет-магазине издательства «Сеанс», или в магазинах наших партнеров. Следите за новостями в наших группах в Фейсбуке и ВКонтакте.

● ● ●

Повсюду начинают отмечать 50-летие майских протестов 1968-го. На Colta можно почитать, как разные критики и кураторы выбирают любимый фильм того года и, конечно, объясняют свой выбор. Станислав Ф. Ростоцкий о своем:

«К тому же именно „Планете обезьян“ планета людей обязана, в сущности, появлением индустрии кинематографического мерчандайза. Задолго до „Звездного пути“ и „Звездных войн“ (и уж тем более до „Мстителей“ и „Лиги справедливости“) прилавки оказались завалены самым разнообразным тематическим ширпотребом. Футболки и кружки, коробки для школьных завтраков и сами эти школьные завтраки, пижамы и маскарадные костюмы, фигурки персонажей всех размеров и уровней детализации, купальные халаты и костюмы на Хэллоуин — чуть ли не на все проявления материального мира 68-го оказалась наложена мохнатая обезьянья лапа».

● ● ●

Станислав Зельвенский выбрал апрельские фильмы, которые не попали в прокат: новые Спайк Ли, Ён Сан Хо и Барри Левинсон, о фильме которого мы немного писали ранее.

 

 

● ● ●

На сайте New York Times ностальгируют ветераны: по просьбе издания они вспоминают работу над «Зверинцем» (Animal House, 1978), культовой комедией, которая стала первым сценарием Гарольда Рэмиса, первой киноролью Джона Белуши и Кевина Бейкона, и вторым кассовым успехом Джона Лэндиса. Рэмиса и Белуши с нами больше нет, но зато в разговоре, помимо Лэндиса и Бейкона, участвуют Дональд Сазерленд, Карен Аллен и Айвен Райтмен.

«Первый предпоказ мы устроили для студентов в Денвере. Я позвонил Лэндису, и он сказал: «дай-ка, я тебе кое-что поставлю». Он записал реакцию зрителей, и половину реплик было просто не расслышать из-за свиста, криков, смеха и аплодисментов. Я сказал: «боже мой, что это?» А Джон ответил: «это звук кассового аппарата».

 

 

● ● ●

В хронологической и зрительской близости — фильм «Маленькие прелестницы» с Татум О’Нил, о котором вспоминает сообщество Brat Pack.

«По правде говоря, фильм мотает туда-сюда, словно авто с пьяным водителем на дороге, от дурной детской комедии из жизни летнего лагеря до пронзительной драмы — и за драму полностью отвечает Кристи МакНикол. То, что она делает в роли Энджел, возможно, одна из лучших девичьих актёрских работ за все 80-е, кроме шуток. Девчонки во второстепенных ролях тоже все чудесные, и на их фоне Татум О’Нил заметно проигрывает — куда что подевалось с тех пор, как она в десять лет получила „Оскар“».

 

● ● ●

Дэвид Бордуэлл в своем блоге пишет об «Иване Грозном» — публикация посвящена Юрию Цивьяну, и зовется «Сергей Эйзенштейн устраивает сцену».

 

Эскиз Эйзенштейна к третьей части «Ивана Грозного»

 

● ● ●

Вот интервью с оператором фильма «Тихое место» Шарлоттой Брюус Кристенсен.

«Мне всегда хотелось снять на 35 миллиметров. Мы, конечно, пообщались с отделом спецэффектов, но они с самого начала сказали: „Нам все равно. Можете снимать на пленку. Можете на цифру. Мы справимся“. Непохоже, что у них было какое-то предпочтение. Может, они мне просто не сознались. (Смеется.) Но все референсы, которые Джон [Красински, режиссер фильма и исполнитель главной роли — примеч. ред.] мне предоставил, были связаны с пленочными фильмами: „Челюсти“, „Старикам тут не место“, „Нефть“, „Впусти меня“. И мой мозг хорошо взаимодействует с аналоговым методом работы — у меня нет проблем воспользоваться экспонометром, а потом посидеть за камерой и посмотреть, как передо мной ложится свет».

 

● ● ●

А сообщество Film Sense публикует перевод интервью с оператором Лукой Бигацци, который прежде всего известен по работе с Паоло Соррентино.

«Как я уже говорил, не считаю себя настоящим художником. Если есть что-то художественное в моей работе, то это чрезвычайная форма искусства, которая скомпрометирована временем. В том смысле, что моя задача состоит в том, чтобы быть быстрым. Чем больше времени я теряю на установку света или тени, из-за моей неопределенности или желания сделать слишком изощренные огни, тем больше времени отнимаю у фильма с его конкретной реальностью. У режиссера, который выстраивает сцену, у актеров, которые должны лучше сыграть в этой сцене. Мой долг, признав тот факт, что являюсь художником, состоит в том, что я обязан быть быстрым художником. Все остальное не имеет значения».

 

● ● ●

Есть такая профессия — сценарии править. В Голливуде script doctors привлекаются к работе над крупными жанровыми проектами, и это часто неожиданные примеры сотрудничества. Сайт IndieWire собрал именно такие: Кэрри Фишер, Тарантино, братья Коэны и Чарли Кауфман помогают исправлять дурацкие сценарии.

«Фишер была одним из самых известных „сценарных докторов“ в Голливуде, и поработала над сценариями „Капитана Крюка“, „Певца на свадьбе“, „Смертельного оружия 3“, и другими. Ее правки были так хорошо известны, что в киноиндустрии ее звали „самым желанным сценарным доктором в городе“».

 

Кэрри Фишер и сценарий.

 

● ● ●

Посреди фестивального сезона сошлемся на свежую инструкцию от Filmmaker Magazine, в которой сообщается, как подавать свои фильмы на фестивали. Речь идет о дьявольских технических деталях: файловая система носителя, соотношение сторон, расширение звукового файла, Linux против MacOS, лучшее облачное хранилище и так далее.

 

● ● ●

Время эссе за неделю.

В первую очередь, сошлемся на себя: по нашей просьбе к премьере «Острова собак» Григорий Игнатьев и Дмитрий Новосельцев подготовили большое (но на одном, и не из последних, дыхании) эссе о Уэсе Андерсоне.

 

 

● ● ●

На Mubi рассказывают о Дугласе Сёрке. А вы можете почитать текст Алексея Васильева о режиссере.

«Альмодовар и плана не снимет без оглядки на технику Сёрка. Тодд Хейнс перешагнул из анфан-терриблей во взрослую лигу призеров и номинантов, сняв „Вдали от рая“ — ремейк сёрковского „Всё, что дозволено небесами“ с выпущенными наружу кишками — подспудными смыслами, в основном сводящимися к гомосексуальности главных героев (их у Сёрка обычно играл Рок Хадсон, будущая первая голливудская жертва СПИДа). Фасбиндер вырвался из яслей „молодого немецкого кино“ к всемирной славе, когда в „Замужестве Марии Браун“ резко перестал бороться с желанием переснимать в хаотичном порядке кадры из мелодрам Сёрка с теми же ракурсами, освещением и движением камеры — выглядело это так, как если бы латентный гей, ходивший в офис в костюме и странный лишь настойчивым желанием донести до сотрудников мысль о революционности аранжировок на пластинке „Зеркало души“, в один прекрасный день заявился на работу в красной хламиде и заголосил во всю Ивановскую „Любовь, похожую на сон“. Однако именно после этого его картины получили прокат в США и СССР».

 

 

● ● ●

Короткое, но важное историческое эссе о том, откуда взялся «крик Вильгельма». Это знакомый всем вопль из серии про Индиану Джонса, «Звездных войн» и множества других голливудских картин. Есть неточности (фильм, благодаря которому крик получил свое имя — в честь персонажа, называется The Charge at Feather River, а не Feather Ridge), но в целом это — внятный ликбез.

 

● ● ●

 

 

Канал «Кино ТВ» выпустил третью часть проекта «Новые люди». В этот раз собеседником стал артист Александр Горчилин.

Кубрик
Пылающий
Киносцена
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»