18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №16

ММКФ позади, «Кайе» 67 лет, София Коппола впервые на Criterion. А также новости «Сеанса» за 1992 год, по которым охота тосковать.

На этой неделе завершился 40-й Московский международный кинофестиваль. О победителях мы писали, но также обращаем внимание на гид, составленный до фестиваля. По итогам киносмотра отсылаем к другому гиду — Станислав Ф. Ростоцкий выбрал десятку фильмов, которые стоит ловить в прокате или сетях: очевидным образом Ростоцкий включил туда и Брюса Ли.

А Егор Москвитин поговорил с обладателем главного приза ММКФ Эдуардом Новиковым о «Царь-птице».

«Мы лишь хотели показать, насколько чисты душой — даже наивны — были наши предки, раз чувство вины за маленькую оплошность, допущенную в детстве, чуть не свело старика в могилу.

Ведь если он помнит и переживает эту ошибку, то значит, что он за всю жизнь не совершил ни одного другого греха. Лично меня это восхищает».

 

● ● ●

Далее — Канны. Можно бесконечно смотреть на то, как генеральный представитель Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо борется с прогрессом: мы писали об этом не раз и не два. На Colta Мария Кувшинова рассуждает о противостоянии Netflix и Фремо — сервиса, который отрицает границы и мероприятия, которое откатывается до непрестанной обороны своих границ.

«Условная Netflix наносит удары и по другим, менее заметным, опорным конструкциям Каннского фестиваля. На протяжении всей своей истории он делал ставку на auteur’а — патриархальную фигуру режиссера-демиурга, земную проекцию авраамического Бога (женщины-режиссеры и сегодня — редкие гости на каннской дорожке, в то время как какая-нибудь „Трайбека“ с легкостью доводит их присутствие до 46%). Netflix же, как и другие производители многосерийного контента, опирается, скорее, на фигуру шоураннера, который совмещает в себе функции сценариста и креативного продюсера. Режиссером эпизода „Черного зеркала“ может стать Джо Райт или ноунейм, но автор у него один — Чарли Брукер, никогда не встававший за камеру. Функция auteur’а из XX века — доминировать, функция шоураннера — придумывать истории и концепты. В этой модели режиссер — о ужас — обычный ремесленник, один из многих».

 

● ● ●

Иван Филиппов для Esquire рисует даже более смелую картину: устройство современного Голливуда, по мнению Филиппова, неминуемо приведет к капитуляции перед стримингом.

«Все громкие премьеры оригинальных фильмов, которые до сегодняшнего дня были у Netflix — это проекты, от которых отказались студии, — в первую очередь по финансовым соображениям. А у Netflix таких проблем нет. Вот есть великий режиссер Мартин Скорсезе, который хочет снять крутую драму про киллера на службе мафии под названием „Ирландец“, с выдающимся кастом: Роберт Де Ниро, Аль Пачино и Джо Пеши. Проблема в том, что бюджет драмы (!!!) — $120 миллионов. Может ли какая-нибудь студия потянуть такой бюджет? Конечно, нет. Даже величие Скорсезе не помогает. А Netflix — может. И дает сразу $125 миллионов. В процессе съемок уже вылезли за бюджет в $140 миллионов — и ничего. Будет самый дорогой фильм в карьере Скорсезе».

 

Мартин Скорсезе и Джо Пеши на съемках «Ирландца».

 

● ● ●

Саша Сулим написала об индустрии куда как более увлекательной — в ее репортаже сценаристы рассказывают о том, как устроены российские сериалы. Ольга Ларионова поименовала табуированные темы на отечественном ТВ:

«По моим ощущениям, политика в наших сериалах — это закрытая тема. Если по сюжету случается какое-то политическое „осложнение“, оно может быть только на уровне мелкого чиновника: мэр — это максимум.

Еще одна закрытая тема — гомосексуальность. Что-то о геях может проскочить в виде шуточки, но главные герои не могут быть представителями нетрадиционной ориентации.

Главный герой или героиня не может курить в кадре и вообще иметь вредные привычки. Сегодня я часто вспоминаю мою любимую героиню Настю Каменскую, которая постоянно курила в кадре, — и очень по этому скучаю.

Еще одно табу — героиня-журналистка. Лично мне кажется, что такие персонажи — это хороший баланс между активной и женственной героиней. Но всякий раз, когда я предлагаю такую историю, получаю отказ без объяснения причин».

 

● ● ●

Впрочем, всегда можно и смотреть кино о кино. IndieWire спросил критиков о том, какие фильмы о кинематографе они рекомендуют, и мало кто ограничился выбором какого-то одного названия. Годар, Феллини, Трюффо, Крэйвен и Дичилло.

 

 

● ● ●

Не столь давно «Сеанс» брал интервью у Йоханна Лурфа по поводу фильма ★: это своеобразная атласная карта кино, составленная из планов звездного неба. Помимо всего прочего, фильм работает и как тест «угадай фильм по кадру» в издевательском изводе. Более гуманным получился тест «Афиши».

 

● ● ●

В прокате идет «Лицо» Малгожаты Шумовской — о нем для «Сеанса» писал Егор Сенников, а для Colta с режиссером поговорила Наталья Серебрякова.

«— Сцена „распродажи для голышей“, которая открывает фильм, смотрится просто фантастикой. В Польше правда популярны такие распродажи, когда покупателям приходится раздеваться, чтобы получить скидку?

— Да, эти специальные распродажи очень популярны. На YouTube много таких роликов. Например, распродажа кроксов в Lidl: c самого утра образуется очередь, даже когда еще темно! А потом они бегут и сражаются за эти кроксы. Или бои за карпов перед Рождеством: таких видео полно на YouTube! И я подумала: „Боже мой, это так смешно, мы должны сделать такую сцену“. Я думаю, это своего рода метафора того, что произошло в Польше в 1989 году. До этого у нас был глубокий-глубокий коммунизм, потом началась эпоха капитализма, а люди остались теми же — особенно мое поколение или старше: у них все еще есть желание обладать какими-то материальными благами. В Скандинавии или Берлине не так, но в Польше все еще помнят голодные годы и очереди».

 

● ● ●

The Guardian опубликовал чудесную подборку советских киноафиш. Начинает Кэтрин Бромвич с фильма Drug Moi, Kol’ka.

 

 

● ● ●

Зинаида Пронченко поздравляет Cahiers du cinéma с 67-летием. На «Кино ТВ» можно почитать историю журнала.

«Исключительно мужской состав редакции (имя первой женщины в оглавлении, Сильви Пьерр, появится только в 1960 году) жил и работал будто по законам военного времени — пленных не берём. В 1953 году, когда после премьеры на Венецианском кинофестивале „Происшествия на Саут-стрит“ Жорж Садуль обозвал Сэмюэля Фуллера „МакКарти кинематографа“, на седую голову историка кино посыпались одна за другой гневные филиппики. Годар и вовсе призывал к физической расправе».

 

● ● ●

На Mubi вспоминают музыкальное оформление фильма «Орландо» Салли Поттер с Тильдой Суинтон по роману Вирджинии Вулф.

«Целью музыкального сопровождения в „Орландо“, по словам Поттер из интервью 2006 года, было организовать „музыкальный диалог“ с повествованием, предложить контрапункт, и музыка в фильме достигает этого за счет симбиотического сосуществования одновременно внутренним и внешним мирами „Орландо“».

Если вы откроете онлайн-версию номера 6 журнала «Сеанс», то найдете там причуду под названием «служба новостей». Вот одна из этих новостей:

«В 16 веке в Англии случилось невероятное — замерзла Темза. Единственный раз за всю историю Туманного Альбиона. Именно в это время Лондон и посещает Орландо — герой одноименного англо-франко-германо-голландского фильма по роману Вирджинии Вульф. Поскольку у кинокомпании „Адвенче пикчерз“ нет времени ждать, когда Темза замерзнет вновь, она обратилась за помощью к петербургской зиме и „Ленфильму“. „Ленфильм“ не отказал».

 

 

● ● ●

А вот история о том, как Paramount отказывал Софии Копполе и ее «Девственницам-самоубийцам». В связи с выходом фильма в коллекции Criterion (первого у Копполы!) режиссер вспоминает историю его непростого продвижения к прокату.

Если вкратце, то студия была убеждена, что широкий прокат фильма приведет к появлению тинейджеров-последовательниц.

 

● ● ●

Кинопоиск публикует фрагмент книги Миши Сафронова «Вообразительное искусство», которую мы издали ранее в этом году. А у нас вы все еще можете купить ее с автографом автора.

 

 

● ● ●

Напоследок — видеоэссе.

 

 

Себастиан Лелио за две минуты рассказывает о том, как выстроил одну из сцен в «Неповиновении».

 

● ● ●

 

На Cineticle уже девятый выпуск продолжающейся «истории видеоэссе» — в этот раз о том, как фраза «передай соль» из премингеровского фильма заводит зрителя в «зловещую долину кинематографа».

 

● ● ●

 

На Criterion рассказывают, как Нил Янг писал музыку к «Мертвецу».

Кубрик
Пылающий
Киносцена
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»