18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №12

Рабочая неделя пахла жупелом: от экологических катастроф нас отвлекали только морально-этические. В выходные отвлечься можно и по более приятным поводам: мы собрали много интересных материалов за последние семь дней.

«Алиса в стране чудес». Реж. Джонатан Миллер. 1966

Начнем с большого события: Senses of Cinema опубликовали новый номер, и там невообразимое множество материалов на тему «Алисы в стране чудес» — ранние адаптации, японские, кислотные, не случившиеся и неприличные вариации. Также, пока выходные, стоит заглянуть в рубрику аннотаций: там территория пусть и не открытий, но верных советов, что посмотреть. Режиссер номера — Шанталь Акерман.

 

● ● ●

«Коммерсант» поговорил с Александром Шейном об удивительном опыте длиной в десятилетие — проекте «Атлас ВМаяковский». Рецензию на фильм, одну из частей этого проекта, читайте на нашем сайте.

«Как получилось, что значительная часть фильма — это читка сценария и его репетиции, и только некоторые эпизоды сняты в классической манере?

Я очень долго мучился со сценарием, наверное, года два, и в какой-то момент решил перейти к разработке фильма с незавершенным сценарием. Для этого мы сняли павильон на „Мосфильме“, сделали какие-то костюмы, элементы декораций, совсем минималистичные — окно, дверь стол, стул, кровать. Я пригласил артистов, раздал им текст и решил прочитать с ними сценарий. Под камеру. И потом мы еще 30 дней в павильоне проживали сценарий от начала и до конца. Это уже была репетиция. То, что ты видишь в начале, — это и есть та читка, самый первый съемочный день. Дальше мы репетировали. Я хотел таким образом вникнуть, развить историю — тем более что у меня были такие партнеры. Например, когда репетирует Чулпан Хаматова, она добавляет в сцены весь свой масштаб и вытягивает материал, обогащая его собой. Сначала я думал, что в процессе читки и репетиций я просто получу эскиз будущего фильма и смогу наконец доработать свой замысел. А потом понял, что это и есть мой фильм и что по-другому рассказать о Маяковском нельзя».

 

 

● ● ●

Уэс Андерсон тот человек, что приходит на модную съемку полностью в своем. Журнал GQ не без труда навесил на него галстук от Тома Форда, на соседнем кадре его же носит более сговорчивый Билл Мюррей. Большой материал собирает вместе голоса «Острова псов»: переодевания стали поводом для обстоятельного разговора о фильмах Андерсона.

«Мюррей: Уэс, должно быть, знал и очень любил кого-то, кому наставили рога. Эта ситуация всегда вызывает сочувствие. Редко случается, что рогоносца ненавидят — обыкновенно он навроде жертвы. Вам его жаль, понимаете? „За что? Он же был хороший“. Возможно, для него это оборона на случай, если с ним самим такое произойдет. Думаю, что в этом дело.

Андерсон: Кажется, Биллу наставили рога в „Семейке Тененбаум“ и „Королевстве полной луны“? И в „Рашморе“. Может быть, еще в „Водной жизни“ — у Анжелики Хьюстон там что-то происходит с Джеффом Голдблюмом. Но мне как-то в голову не приходило, что это прослеживается. Иногда что-то связывает один фильм с другим, а потом биограф говорит: „ага, всё понятно“. В данном случае, это просто совпадение».

 

● ● ●

Еще один любопытный материал об одежде — взгляд New Yorker на стиль Шайи Лабафа. Внешний вид Лабафа ставит вопрос, что вообще считать хорошим нарядом: на улицах Лос-Анджелеса актер появляется в растянутых футболках, выцветших кепках, на ногах «угги». По мнению автора, это не то, чтобы совсем плохо, но почти всегда в облике Лабафа хотя бы одна деталь не на месте.

 

 

● ● ●

Покуда Тьерри Фремо занят борьбой с селфи, крупные издания гадают и важничают на вечную тему «что покажут в Каннах?». Вот попытка IndieWire: тут не так важно, что сбудется, потому что это просто перечень того, что стоит ждать — Барри Дженкинс, Цзя Чжанкэ, Хармони Корин, Де Пальма, Долан и Павликовский.

На том же IndieWire поблизости еще одна подборка: самые интригующие пары режиссер-актер этого года. Между двумя списками есть пересечения, чтобы уж запомнить наверняка. Зак Шарф, правда, очень прагматичный автор, и временами говорит невпопад:

«Роберт Редфорд и Дэвид Лоури впервые вместе со времен фильма „Пит и его дракон“: перед нами основанная на реальных событиях история преступника и мастера тюремных побегов Форреста Такера. Редфорд много говорил о том, что перестанет сниматься, так что „Старик и ружье“, как ожидается, станет его последней киноролью. Мало кто может просить лучшего завершения карьеры, чем главная роль в фильме Лоури».

 

● ● ●

На вопрос «что посмотреть не через полгода, а в выходные» спешит ответить Ричард Броди: его выбор — «Создания» Аньес Варда 1966 года. В духе

«Фильм Варда — посвященный „Жаку“ (вероятнее всего, режиссеру Жаку Деми, ее мужу) — снят на острове Нуармутье, где у их пары был дом. Этот остров также становится одной из тем ее замечательного кинематографического автопортрета „Побережья Аньес“; здесь а также превращает в сюжет то, какими видятся жители острова в глазах и в воображении художника. „Создания“ рассказывают о паре: писателе Эдгаре Пикколи (Мишель Пикколи) и его жене Милен (Денев). Они едут на машине к острову. Эдгар ведет слишком быстро, Милен просит его сбавить скорость. Он отвечает, что когда машина движется быстро, к нему быстро приходят идеи, но вместо этого машина разбивается, оставляя Эдгара с раной на лбу, а Милен — неспособной разговаривать (хотя она полностью сохраняет прочие способности)».

«Создания». Реж. Аньес Варда. 1966

 

● ● ●

New York Times тоже задает интересные вопросы: на этой неделе выясняли, умеет ли развлекаться Стивен Спилберг. Мол, половину времени режиссер ставит какие-то перегретые исторические картины, а остальное время снимает все менее увлекающие блокбастеры. Через несколько дней в мировой прокат выходит фантастический «Первому игроку приготовиться», и газета ставит вопрос ребром. Спилберг объясняет:

«Меня навещает этот страшный образ Глории Свенсон, сидящей в своей комнате и глядящей на свои дни славы», — продолжает [Спилберг], имея в виду «Бульвар Сансет». «Я всегда говорил себе, что никогда не застану себя предающимся ностальгическим воспоминаниям».

 

● ● ●

А вот режиссер, что нашел способ не жалеть о прошлом. Ренни Харлин (четвертый «Кошмар на улице Вязов», второй «Крепкий орешек», «Скалолаз» и «Глубокое синее море») несколько лет назад отправился в Китай, и становится там одним из наиболее востребованных режиссеров. В 2016-м вышли «Отпетые напарники» с Джеки Чаном, и собрали более 130 миллионов долларов; теперь к Харлину обращаются снова и снова. В интервью Hollywood Reporter он рассказал, что делать китайские блокбастеры это не просто «превращать гамбургер в лапшу». И то правда.

 

«В китайской культуре очень многое отличается в плане эмоционального и физического взаимодействия. Я пытался немного сдвинуть границы в „Безмолвных свидетелях“. Там были сцены, в которых я просил актера и актрису, исполняющих главные роли, обнять друг друга — нечто, само собой разумеющееся для меня в большой экшн-сцене из „Крепкого орешка“, например. Но здесь всё совсем иначе. Персонажи здесь — коллеги, и хотя они прошли по сюжету через многое, в китайской культуре для них не так уж естественно начать обниматься. Но я все-таки настоял, чтобы актеры это сделали. Я сказал, что эти люди прошли сквозь ад, и наконец-то снова видят друг друга, и они бросаются в объятия, как до этого хватались за свою жизнь. Актеры медлили, но несколько дублей спустя у меня получился вполне голливудский момент. Я пытаюсь вызвать у юной китайской аудитории тот же эмоциональный отклик, который они испытывают при просмотре голливудских фильмов».

 

● ● ●

Ник Парк поговорил с «Кинопоиском» перед премьерой «Диких предков». Это первая полнометражная работа аниматора за 13 лет. О футболе и пластилине — по ссылке.

«В детстве я очень любил фильм Райана Харви „Миллион лет до нашей эры“ и начал лепить своих динозавров, а потом решил их оживить. Свой первый фильм я снял в 14 лет родительской камерой. Назывался он „Мерфи и Динго“. Это была история о пещерном человеке и его ручном динозавре. Надо будет откопать эту ленту. Хотя все тогда получилось не в фокусе — проба пера, что называется. В общем, так я и начал делать мультфильмы».

Почитайте заодно и сюжет о студии Aardman, на которой Парк работает уже который десяток лет.

«Дикие предки». Реж. Ник Парк. 2018

 

● ● ●

Переходим к практике: оператор Максим Трапо на Tvkinoradio говорит про съемки в условиях сдержанного бюджета на примере фильма «Язычники».

«Кроме того, свободная камера с вариантами движения внутри мизансцены, — от актера к актеру, с детали на деталь, — позволяла снять достаточно много разнообразного материала к монтажу. Я бы даже рекомендовал для мизансцен с большим количеством персонажей делать именно варианты, а не дубли. Если, конечно, речь не идет о заранее продуманной однокадровой истории с точной хореографией актеров внутри мизансцены. В ситуации же, когда сцена режется, вариативность отснятого материала даст большие возможности режиссеру монтажа создать правильный ритм и тайминг эпизода».

 

● ● ●

На сайте Cinemotion рассуждают о будущем мобильного кино. Разговор не то, чтобы обязательный к прочтению, но любопытный.

 

● ● ●

Не так давно мы разговаривали с Сэмом Клебановым, который запускает свой блокчейн-стриминг Cinezen. Не он один обратил внимание на возможность сличить технологии децентрализации с онлайн-кинозалом: в Variety подготовили материал о других игроках на этом нарождающемся рынке.

«„Построить такой сервис и наладить эффективную работу — это лишь верхушка айсберга“, считает Моррис [вице-президент BitTorrent — примеч. ред.]. Превратить децентрализацию в прибыльный бизнес, которым клиенты действительно захотят пользоваться и платить деньги, гораздо труднее. „Не делайте это лишь потому, что можете — делайте, потому что уверены, что кому-то это нужно“».

 

● ● ●

Видео недели:

Интервью с Изабель Юппер от «Кино ТВ». Коротко и ясно!

 

 

● ● ●

Следующий фильм Макдоны еще ждать и ждать, на том же «Кино ТВ» предлагают вспомнить о его дебютном «Залечь на дно в Брюгге». Способ верный: навещают места, знакомые по фильму.

 

 

● ● ●

Если Броди не убедил вас словами, о Варда можно посмотреть коротенькое эссе Fandor.

 

● ● ●

Там же — о не самых очевидных параллелях между «Семью самураями» и прочим кино.

 

● ● ●

Criterion позвал к себе Итана Хоука, тот набрал себе DVD и ушел, но обижаться невозможно: стокгольмский синдром в действии.

 

Ethan Hawke and Jonathan Marc Sherman's Closet Picks from Criterion Collection on Vimeo.

Киносцена
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»