18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №10

Компьютеры монтируют «Криминальное чтиво», Изабель Юппер и Шэрон Стоун встречаются в кадре, русские проекты едут за рубеж — в новом, десятом дайджесте.

Появился список номинантов на премию «Ника»: неизбежная оппозиция «Аритмия» — «Нелюбовь» в претендентах на лучший фильм, там же — «Теснота», «Витька Чеснок», «Салют-7» и «Холодное танго». Первые три также соревнуются между собой в сценарной и режиссерской номинации. Интересно, что «Теснота» не попала в операторский шорт-лист. А вот Алиса Фрейндлих соперничает за женскую роль второго плана сама с собой: ее могут наградить за роль в «Большом» и в «Карпе отмороженном».

«Карп отмороженный». Реж. Владимир Котт. 2017

 

● ● ●

Мы уже писали о том, что «Довлатова» будет показывать Netflix — ранее для него же пересняли «Майора» Юрия Быкова. Следом стриминг Amazon купил пакет российских сериалов. Действительно ли русское кино становится востребованным, пытается понять Екатерина Дранкина в «Коммерсанте». Героем публикации становится Алекс Резник, русский эмигрант, который обустроился в Голливуде и прицельно отбирает российские проекты на экспорт: сериальный ремейк «Майора» как раз его заслуга. Отбирать не так-то просто:

«— Вообще, наверное, для кого-то, кто задастся целью найти в России сюжеты, интересные американцам, более плодородной была бы политическая сфера. Холодная война, события на Украине, противостояние в Сирии — возможно, это все интересно американцам. Но не мне. Для меня это все боль и ужас, и я не хочу на этом спекулировать. Мне интересны люди, их универсальные проблемы и чувства. И в связи с этим я очень благодарен Юрию Быкову за его шикарные идеи».

 

● ● ●

Российская кинопродукция перестает быть чем-то диковинным за рубежом, а вот кинематография Австралии — туземная по природе. Little White Lies предлагает интересную подборку из 10 фильмов с коренными жителями континента. Волну австралийского кино запустил англичанин Николас Роуг, который поставил в 1971 году «Обход». В его фильме впервые появляется Дэвид Галпилил, позднее главный абориген австралийского кино: его можно увидеть в «Крокодиле Данди», «Австралии» База Лурманна, «Клетке для кроликов» Филлипа Нойса. В пару к «Обходу», но без аборигенов советуем посмотреть «Опасное пробуждение» — фильм того же года, что и роуговский, и тоже снят иностранцем, Тедом Котчеффом.

«Обход». Реж. Николас Роуг. 1971

 

● ● ●

Тот же Filmmaker публикует забавную шпаргалку на случай, если вдруг вы начали снимать фильм, но ничего в этом не понимаете. Материал рассказывает об основных обязанностях людей на площадке. О том, как выстраивать отношения со съемочной группой, советуем посмотреть фильм «Жизнь в забвении» или ролик ниже:

 

 

● ● ●

8 марта на Fandor рассказали о семи женщинах-режиссерах с семи континентов. Да-да, включая Антарктиду: в 1990-е годы сюда приезжала в составе экспедиции продюсер Пом Оливер — впрочем, кино из этой поездки не вышло. Оливер также приняла участие в первой полностью женской экспедиции на Северный полюс.

 

● ● ●

А вот — датированный тем же днем текст Зинаиды Пронченко о Шэрон Стоун и Изабель Юппер. Обе в эти дни справляют юбилеи, которые встречают в образе женщин-вамп.

«Секс-символ нескольких поколений мужчин Шэрон Стоун ведет себя в „Мозаике“ так, будто только вчера встала со стула в полицейском участке из „Основного инстинкта“. Каждое движение Оливии, каждая усмешка — намек на знаменитую сцену допроса, долю секунды, которую только импотент не перематывал до остервенения, чтобы углядеть фрагмент плоти — ловкость ног и никакого нижнего белья. То был аванс от писательницы Кэт. А тридцать лет спустя художница Оливия наконец-то закроет долг. Да, она носит теперь свободные брюки, „своровавшие ее задницу“, вместо головокружительного мини, зато с декольте у нее полный порядок, и зритель вслед за героем Гаррета Хедлунда тонет взглядом в глубоком вырезе ковбойской рубашки».

Кстати, Стоун и Юппер однажды встретились в эпизоде сериала «Закон и порядок»:

 

● ● ●

На сайте журнала Filmmaker — интервью с монтажером Татьяной Ригел: в этом году она получила номинацию за фильм «Тоня против всех». Ригел часто работает с Крейгом Гиллеспи, который «Тоню» поставил (тоже, кстати, австралийцем). Но интересен и кусок, посвященный ее работе на «Криминальном чтиве» (Ригел помогала ныне покойной Салли Менке):

«— „Криминальное чтиво“ — ваш первый опыт работы с нелинейными системами монтажа, тогда еще в качестве ассистента. Расскажите про этот опыт.

— Было очень интересно. Я уже какое-то время ассистировала монтажерам, но также начала монтировать и сама на каких-то низкобюджетных, никудышных проектах. Мой отец имел дело с компьютерами с 1950-х, и постоянно твердил: „Компьютеры все изменят“. Я отвечала: „Ага, пап, как скажешь“. Затем я стала видеть, как они приходят в мой мир и подумала, что стоит научиться всему самой. Поэтому за работу над „Криминальным чтивом“ я взялась, по сути, чтобы изучить нелинейные системы монтажа — это была Lightworks. В тот момент она была очень примитивной. Например, мы не могли загрузить разом весь фильм: только половину или две трети. Если мы работали над второй частью фильма и вдруг решали вернуться к первой, нам приходилось все выключать, вынимать жесткие диски, ставить другие, и загружать все снова.

Даже тогда это уже был более эффективный и занимательный процесс для монтажера, но для остальных сотрудников монтажной он казался медленным и громоздким. Мы все как будто делали две работы разом: следили и за пленкой, и за цифровым материалом».

 

● ● ●

Другой важный журнал, Film Comment, выпустил новый номер — за март-апрель. По обыкновению, в онлайн-версии доступна лишь часть текстов, среди них — теплое прощание с Дэном Тэлботом, дистрибьютором и владельцем манхэттенских арт-хаусов.

 

● ● ●

На экраны вот-вот выйдет «Жажда смерти» Илая Рота, ремейк культового боевика с Чарльзом Бронсоном про ставшего уличным мстителем архитектора Пола Керси. Оригинал Майкла Уиннера позднее оформился в серию-конкурента «Грязного Гарри»: надо сказать, Иствуд на фоне Бронсона смотрелся вполне законопослушным человеком. Mubi прослеживает эволюцию этой киносерии.

«Керси ведет себя, по всем нормам боевиков 1980-х, задиристо и скор на колкости: „Ты веришь в Иисуса?“, — спрашивает он у своей очередной жертвы, — „Так или иначе, вы сейчас увидитесь“. В фильмах делается сопутствующее ударение на вооружении, от пистолетов и дробовиков до пулеметов, ракетных установок и взрывающихся винных бутылок и футбольных мячей: в полной мере это проявляется в последней „Жажде смерти“, где демонстрируется головокружительный монтаж подготовки арсенала на разделенном экране под лихорадочные запилы AC/DC (заметный контрапункт музыке Херби Хэнкока из первой, и Джимми Пейджа из второй и третьей частей)».

«Жажда смерти». Реж. Майкл Уиннер. 1974

 

● ● ●

Смешной и наглядный материал «Коммерсанта» об исторических ошибках в интерпретации произведений: не только кино, но и оно в том числе. Вот, например, Тоуб Хупер, скончавшийся в прошлом году и не попавший (случайно ли?) в ролик In memoriam на «оскарах», рассказывает о том, что «Техасская резня бензопилой» не о пацифизме, а о мясоедении:

«Это фильм про мясо. Про убийство разумных существ и пищевую цепочку — подумайте, к чему там намеки на каннибализм. Я перестал есть мясо, когда снимал этот фильм. Гильермо дель Торо тоже стал вегетарианцем, когда его посмотрел».

 

● ● ●

Напоследок — подборка видеоэссе.

Little White Lies чествуют «Большого Лебовски» — фильму Коэнов исполнилось 20 лет.

 

 

Издание New York Times собрало фильмы, отдельными мотивами похожие на «Лебовски» — потому что похожих по-настоящему, конечно, нет.

 

● ● ●

Короткий сюжет Fandor о звуке в фильмах Гильермо Дель Торо.

 

● ● ●

Почему стоило номинировать «Проект „Флорида“» Шона Бейкера.

 

 

● ● ●

На A.V. Club — о политической сатире в «Смерти Сталина».

 

● ● ●

Cineticle продолжает разбираться с важными видеоэссе, в восьмом фрагменте — Йоханнес Бинотто:

«Фрагмент из статьи Жана Эпштейна идеально прилегает к одной из сцен „Дилижанса“ Джона Форда, своим присутствием проясняя её, как не прояснил бы никакой зрительский взгляд. Лицом к лицу встречаются теория и режиссура, конгениальные друг другу. Но вот подвох — если не сообразить на лету, на него укажут финальные титры — статья Эпштейна Magnification написана в 1921 году, а фильм Форда увидел свет спустя 18 лет. Чисто хронологически текст не может считаться прямым комментарием к изображению. Не то чтобы из-за этой „разницы в возрасте“ всякая связь между ними недопустима, но, по меньшей мере, это запутывает их отношения. И вот уже нашему современнику Бинотто приходится договаривать нужные слова за Эпштейна: деталь, которую так же легко упустить, ведь кавычки, отделяющие фразы французского режиссёра и швейцарского эссеиста даны одним шрифтом, в сходном ритме, в пространстве короткого видео. И все-таки тень недоверия уже скользнула».

Beat
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»