хроника

Кино 2014. Версия Марии Кувшиновой


«Турист»/Force Majeure. Реж. Рубен Остлунд

В этом году, после семилетнего перерыва свой новый фильм выпустил главный шведский режиссер Рой Андерссон, но наследником Бергмана по прямой оказался другой — сорокалетний Рубен Остлунд, создатель этических головоломок о человеке в предельно комфортной среде (один из прежних фильмов режиссера назывался «Добровольно-принудительно» — это, кажется, и есть принцип существования в современной цивилизации). Семья на отдыхе в горах; сидя на веранде кафе, она наблюдает сход лавины; папа сбегает, а потом делает вид (прежде всего, перед самим собой), что не сбегал. Потрясающий фильм о системе человеческих самооправданий, для нас очень актуальный.

 

«Взгляд тишины»/The Look of Silence. Реж. Джошуа Оппенгеймер

Геноцид в Индонезии глазами не людоеда (как в «Акте убийства», предыдущей работе режиссера), а человека: младший брат погибшего в 1965-м году «коммуниста» заглядывает в глаза убийцам — уважаемым членам общества — и задет им простые вопросы. Как и Рити Пан, год назад в «Исчезнувшем изображении» показавший, что культура тонким ручейком возвращается туда, где вчера лились реки крови, Оппенгеймер и его герой вселяют надежду: миллионы могут заблуждаться, ошибаться, а один может быть прав — и кино способно стать неопровержимым свидетельством его правоты. Подробнее о фильме здесь.

 

«Отель „Гранд Будапешт“»/ The Grand Budapest Hotel. Реж. Уэс Андерсон

Фильм, вышедший в России в разгар крымского кризиса и построенный как перекличка временных пластов, напомнил о том, что История ничего не должна человеку и может в любой момент предъявить ему смертельный счет. Кто-то сказал после просмотра: «Не мы первые, не мы последние» — и это осознание тогда стало родом терапии. Подробнее о фильме здесь.

 

«Чудеса»/ Le meraviglie. Реж. Аличе Рорвакер

Последнее лето детства, пчелы, мед, сделанный с нарушением санитарных правил, и спорхнувшая с телеэкрана фея с серебристыми волосами; то, что должно закончиться вот-вот, — Аличе Рорвакер за свою вторую работу получила гран-при Каннского фестиваля, но дело не только в этом: как и все лучшие фильмы о взрослении, «Чудеса» способны не только растрогать, напомнить, но и примирить с утратами — за это всегда спасибо, но особенно в уходящем году. Подробнее о фильме и интервью с режиссером здесь.

 

«Тимур Новиков. Ноль объект». Реж. Александр Шейн

Еще много раз придется повторить, что документальное кино у нас выполняет функции, которые сняло с себя и игровое кино, и журналистика — осмыслять и показывать. Рассказывая о Новикове, который умер в 2002 году, авторы объясняют время, попутно хороня своих спикеров (Монро последний раз мелькнет портретом на кладбище, Гурьянов выйдет из ванной и тоже станет портретом в черной рамке). Отчаянные перформансы 1970-х, пред- и постперестроечные эскапады ленинградских художников и инаугурация 7 мая здесь становятся частью одного процесса — процесса несостоявшегося всего: разрушенных надежд, растраченного творческого импульса, захлебнувшейся свободы. Подробнее о фильме здесь.

 

«Белый день». Реж. Михаил Лукачевский

Вторая полнометражная работа молодого якутского режиссера Михаила Лукачевского, почти любительский фильм (как и все якутское кино), который, однако, не позволяет о себе забыть. Возможно, потому что это — неожиданно — кино политическое и метафорическое (самоуверенный водитель берется за коммерческую перевозку пассажиров, но не знает дороги, плохо умеет водить, да и машина не его), возможно, из-за одной-единственной детали, которую Лукачевский позаимствовал у реальности: перед смертью замерзающие люди записывают на снегу номера машин, которые проехали мимо. Интервью с режиссером здесь.

 

«Комбинат „Надежда“». Реж. Наталия Мещанинова

Спустя год после просмотра я почти не помню деталей сюжета, но постоянно ощущаю этот фильм как энергетический сгусток, с которого для меня началось новое русское кино десятых годов. Пусть оно продолжится.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: