хроника

Драмы сезона


Шерлок Холмс. Реж. Андрей Кавун. 2013

Условий для полноценной сериальной индустрии у нас вроде бы нет. Но есть два зрителя. Массовый привык потреблять бесплатные сериалы c помощью телевизора и каждый день требует новой дозы. А продвинутый следит за мировыми трендами и ждет от местного продукта соответствия лучшим иностранным образцам. Впрочем, и он хочет бесплатно. Попробуй объясни, что планку в таком режиме не удержать. Бюджеты телепроектов тоже растут, но им пока далеко до американских. Пираты продолжают обирать мирных правообладателей. При этом прививается принятая на Западе практика снимать сезонами, замеряя уровень зрительского интереса после каждого, и все чаще ТВ привлекает людей из большого кино: в этом сезоне в эфир вышли новые сериалы Александра Велединского, Олега Погодина, Сергея Гинзбурга, Петра Буслова, Александра Котта, Бахтиера Худойназарова, Владимира Хотиненко, Василия Пичула, Андрея Эшпая, а также режиссерские теледебюты Валерия Тодоровского, Андрея Прошкина и американского русского Вадима Перельмана. Как и в США, сериалы у нас становятся основой эфира, их доля в структуре телевещания растет. В списке сериалов, показанных ТВ в уходящем сезоне, десятки названий. По количеству мы Америку почти догнали. Но далеко не всё в этом списке корректно сравнивать с тем американским или британским премиальным продуктом, на который ориентируется продвинутый зритель.

Вычтем сначала из списка сериалы, в названиях которых фигурируют женские имена, а также слова «любовь», «кровь» и «брак». Бюджетное дневное мыло в России давно на потоке, тут ничего нового (каноны жанра не предполагают новаторства), меняются только декорации — то столица, то провинция, то станица, то цыганский табор, — в центре неизменно женщина трудной судьбы, сюжет конструируется из типовых блоков: любовь, измена, тяжелый брак, тюрьма, опасная болезнь. Отложим мужское мыло: очередных «Дознавателей—2», «Бомбил—3», «Мента в законе—7». Тут тоже все понятно. Герои (сыскари, военные, спецслужбисты) маринуются в слабом растворе детектива-боевика, специи (экшн, казенный юмор, блатной жаргон) по вкусу. Отделим и дамское мыло, которое ТВ на голубом глазу выдает в прайм-тайм под видом психологического триллера («Позднее раскаяние», Первый), а также мужское по цене иронического детектива («Балабол», Первый). Это типовой продукт в дорогой упаковке. Отложим ситкомы. Это слишком жесткий, привязанный к телевизионной конкретике формат. Посмотрим, как дела с тем, что определяет лицо индустрии, и что при этом практически невозможно собирать по схеме из готовых частей — с телевизионной драмой.

Байопики

В прошлом сезоне были Анна Герман и Михаил Круг, в этом дошла очередь до Валечки Толкуновой («Она не могла иначе», «Россия-1») и Аллочки Пугачевой («Кураж», Первый). Правда, во втором случае создателю сериала Алексею Стефановичу удалось немного разнообразить канон — вместо памятника примадонне в молодые годы он соорудил памятник себе в годы пожилые. А вот «Вангелию» Первого — с солидным бюджетом и Еленой Яковлевой в заглавной роли — вряд ли стоит выделять из ряда мелодрам о женщине трудной судьбы и большого таланта. Странно, что жизнеописание ясновидящей не появилось раньше, Ванга — неиссякаемый источник телерейтингов, канал НТВ уже лет пять снимает богатый урожай с документалок о ее пророчествах. Успех сериала на Первом можно было предсказать, не будучи пророком.

Вангелия. Реж. Сергей Борчуков. 2013

Сериалы о Великой Отечественной войне

В федеральном эфире они всегда — вне зависимости от поводов и памятных дат — в изобилии. В этом сезоне дата, впрочем, была. Первый канал представил два мини-сериала к 70-летию со дня снятия блокады. Углубляться в трагическую тему не стали. В «Линии Марты» с Алисой Фрейндлих, Лидией Федосеевой-Шукшиной, Беатой Тышкевич акцент сделан на современных эпизодах, к которым для верности добавили любовную историю. В «Ладоге» сосредоточились на поимке диверсанта. Нелепость сюжета про отравленные немцами мандарины режиссеру Велединскому и продюсеру Тодоровскому удалось сгладить за счет точной пропорции боевика и мелодрамы и убедительной игры Ксении Раппопорт, Алексея Серебрякова и Андрея Мерзликина.

Ладога. Реж. Александр Велединский. 2014

Сталин — наша слава боевая

Без него военное ретро не обходится. Где нет его самого — там его отеческое благословение. Он предусмотрительно санкционирует поиск месторождений урановой руды в «Бомбе» («Россия-1»). По его приказу создается очередное спецподразделение в «Спасти или уничтожить» (ТВЦ). Причем агенты получают задание вызволить из плена его старшего сына, Якова Джугашвили. Твердая рука вождя удерживает в повиновении беспутного младшего отпрыска, Василия. Мелодраму «Сын отца народов» (Первый) с Гелой Месхи смотрели с аппетитом, как все истории о детях вождей: тут тебе и трудная судьба, и разгульная жизнь, и кремлевские тайны. Образ Верховного теперь освещен мягким уважительным светом. Еще года три назад за названием «Убить Сталина» (Первый канал), скорее всего, обнаружился бы заговор советских офицеров против кровавого тирана. Теперь советские офицеры защищают вождя от коварного покушения — так и сказано в предисловии, — которое задумали фашисты. Главный злодей тут Берия, он интригует против строгого, но справедливого Хозяина.

Сын отца народов. Реж. Сергей Щербин, Сергей Гинзбург. 2013

Супергерои великой войны

Чем дальше мы от войны — тем заметнее военный сериал сдвигается в сторону чистого развлечения. Великая Отечественная в сегодняшних детективах и боевиках — плацдарм для сюжетных виражей, арена для трюков. Как в сериале «Привет от „Катюши“», (Первый) — ремейке старинного фильма «Отряд особого назначения», — где спецоперация по спасению военной техники поручается команде профессиональных спортсменов и циркачей.

Или вот сериалы о девушках-воительницах, которые в этом сезоне наводнили эфир Первого: «Не покидай меня», «Разведчицы», «Гетеры майора Соколова». Формально все это вариации на тему «А зори здесь тихие». На деле — ничего подобного. В «Зорях» — трагедия, женственность, жертвенность, красота под пулеметным огнем. Тут — чистый боевик про суперагентов, не подвиг, а экшн, не жертвы, а победительные валькирии.

Особенно это выразительно в «Гетерах» режиссера Худойназарова — истории о неуловимом супермене (последняя роль Андрея Панина), который, нарушая все законы природы, подбирает и тренирует супердевушек. Снайперша, радистка, шифровальщица — каждая обладает сверхспособностью; даже случайно попавшая в компанию инфантильная тютя умеет читать по губам на любом расстоянии и на всех языках. Бонна обучает девиц французскому и манерам, добрый дядька-тренер — боевым искусствам, и начинаются переодевания, стрельба, погони в ретроавто, ретропоездах и ретросамолетах. Привязка к местности (Крым) и времени (1939 год) тут условна, цели невнятны, враг, лощеный негодяй из РОВС в исполнении Филиппа Янковского, — просто идеальный злодей. Чистый комикс. Забавно, что именно этот сериал поставили в эфир в день крымского референдума, 24 марта.

Гетеры майора Соколова. Реж. Бахтиер Худойназаров. 2014

Панин тут сыграл главного современного героя. Шпион, спецагент, существо бессердечное и циничное. У него нет родины, принципов и друзей. Он ни во что не верит. Он ни на чьей стороне, никем не дорожит, хладнокровно жертвует своими людьми, пачками бросая их под пули, пленных не берет, детей и женщин не щадит. Причем женщин — подчеркнуто. Прежде таким мог быть только враг, нашим мешала то советская гуманность, то широкая русская душа. Теперь все это отброшено: он официально вне морали, такая работа, ничего святого, все позволено, и камера любуется этим типом в каждом втором шпионском боевике.

А вот в «Переводчике» Андрея Прошкина (Первый) герой как раз нестандартный. Учитель по кличке Чарли (копирует чаплинскую походку) в оккупированном Таганроге становится сначала переводчиком у немцев, а потом диверсантом. Нет, кажется, ничего современней этой коллизии — человек поступает на службу ради мамы и беременной жены, но мечтает взорвать своих работодателей. Этот мини-сериал — интересная конструкция в жанровом отношении: военная драма превращается в трагикомедию, а потом в боевик. По словам режиссера, его вдохновлял франко-немецкий фильм 1970-х годов «Старое ружье» (кстати, компания Mars Media сделала одновременно с «Переводчиком» еще и чистый ремейк этой картины), но финал «Переводчика» напоминает о вестернах. Учитель, маленький человечек в железных шестернях XX века, какого всю жизнь играл Чаплин, не превращается в супергероя. Он воин своей личной войны: с собой, с неподъемностью этой задачи — встать и выйти против махины. Его выход выглядит нелогичным, диким, но, похоже, единственно верным.

Ретродетективы

Все они вышли из шинели Шарапова или кепки Гоцмана, которая, впрочем, сама скроена из пиджака Жеглова. «Черные кошки» (Первый) не скрывают своего происхождения: название говорящее, герой характерный (Павел Деревянко). Разве что действие перенесено из послевоенной Одессы в послевоенный Ростов. Но и тут ни шагу без шпионов: кому нужны обычные воры и бандиты? За преступлением должна стоять диверсия, чужая разведка, зловещая рука Запада. В «Черных кошках» действуют люди из вермахта, которые пытаются выкрасть из нашего концлагеря ученого, работавшего над созданием немецкой атомной бомбы.

Крик совы. Реж. Олег Погодин. 2013

В «Крике совы» (Первый) тоже охотятся не столько на банду, которая орудует в окрестностях города Остров, сколько на шпиона. Но тут знакомая тема звучит в совсем другой тональности. Бедные краски российского захолустья, пасмурная картинка. Дело происходит в 1957 году — вроде оттепель, но в Острове свой микроклимат. Режиссер Олег Погодин превратил чекиста (Сергей Пускепалис) в Хэмфри Богарта, а банальный сценарий о немецком шпионе — в нуар о мире, где все не то, чем кажется: нет правых и виноватых, черного и белого. Этот гнетущий серый пейзаж, вязкая бесконечность открывающихся за каждым поворотом бездн напоминает, скорее, о «Настоящем детективе» НВО, чем о советском шпионском кино.

Ретроэкшн

Так называют сериал «Бомба» («Россия-1») сами создатели — сценарист Ариф Алиев и режиссер Олег Фесенко). И это подходящее слово для ретро, которое не про войну и не детектив. Начало с подозрительно задушевной песней про березки и отчизну обещает кино про разведчиков. Год 1941-й, студента-сироту Ивана рекрутирует НКВД с целью забросить в США вместо пропавшего в японском плену американца Стэнли. Задание — украсть атомный секрет. Главное, подтянуть произношение и научиться танцевать фрейлахс: Стэнли-то был еврей. Здесь есть ГУЛАГ и японский концлагерь, морпехи и гангстеры, урановый комбинат в Аризоне и переход мексиканской границы, мудрый товарищ Берия, дурдом… А часто ли встречаются сериалы, где советскому шпиону Ивану делают обрезание? Мир приключений, детская радость. Что ни сцена, то цитата: вот «Строгий юноша», вот «Девять дней одного года», вот «Спасти рядового Райана». Как ни странно, этот безумный квест говорит о времени и о нас точнее дюжины современных драм.

Пепел. Реж. Вадим Перельман. 2013

Сериалу «Пепел» («Россия-1») подходящее жанровое определение тоже подобрать сложно. Дело происходит в 1938–1948 годах, советский офицер меняется именем и судьбой с вором. Солидный бюджет, в главных ролях наши Де Ниро с Аль Пачино — Владимир Машков и Евгений Миронов, — у штурвала голливудский режиссер Вадим Перельман, происходящее на экране больше всего напоминает оперетту. То ли дело в сценарии, то ли в том, что заканчивать постановку пришлось продюсеру. Свое имя Перельман с титров не снял, а говорить о сериале наотрез отказался. Критика «Пепел» дружно ругала, публика дружно смотрела — рейтинги зашкаливали. Здесь есть одно бесспорно положительное обстоятельство: ни одного шпиона.

Мирное ретро

Первый канал, пропагандист старых песен о главном, выпустил в этом сезоне обойму сериалов про СССР второй половины XX века. «Третья мировая» Александра Котта — драма о стирании противоречий между городом и деревней на фоне Карибского кризиса. «Высоцкий» Петра Буслова — телеверсия прошлогоднего кинофильма об эпизоде из жизни барда в семидесятых. Минисериал «Манекенщица» — повесть о Золушке восьмидесятых из Дома моды на Кузнецком. «Шулер» — похождения молодого повесы-авантюриста в тех же восьмидесятых, экранизация романа бывшего каталы Анатолия Барбакару.

Манекенщица. Реж. Елена Николаева. 2014

По части экшна мирному ретро до военного далеко, но тут другие плюсы: приятное чувство уверенности во вчерашнем дне, уютная ностальгия по прошлому. Если не своему, то родительскому. Детали и приметы военного времени теряются в эпическом тумане, а вот антураж шестидесятых-восьмидесятых — другое дело. Такой сериал можно рассматривать, как семейный альбом с фотографиями, как винтажный журнал. Обсуждать, аутентично ли одет герой, правдоподобен ли рисунок обоев, могла ли девушка в те времена легко согласиться на секс на первом свидании.

Ретро-драму «Оттепель» (Первый) обсуждали особенно бурно. Проект Валерия Тодоровского привлек внимание сетевой публики. Вообще-то поводов для споров об исторической правде эта история о киношниках шестидесятых дает не так много. Тодоровский не смакует приметы эпохи и не особенно старается стилизовать под шестидесятые картинку. Костюмы и интерьеры в «Оттепели» — не фетиш, как в зарубежных «Безумцах»; они только обозначают координаты героев во времени и пространстве. Но сами герои важнее. Режиссер говорит, что снимал историю о поколении своих родителей. Получилось в итоге о том, с чем сталкивается в этой стране каждое поколение. Отношения с властью (любой: от начальника на работе до следователя прокуратуры), выбор между профессией и совестью, благополучием и совестью, страхом и совестью. Сюжет можно легко перенести в наше время: возможно, герои бы изменились, но основной конфликт — вряд ли. Тут сериал попал в точку — это и делает его самым важным проектом сезона.

Сериалы про сегодня

Тут ассортимент гораздо уже, чем в случае с ретро. Похоже, текущая действительность не так телегенична, как прошлое. Нет, конечно, в эфир выходили сериалы о современных моряках («Берега моей мечты», «Россия-1»), подводниках («Горюнов», НТВ) и дайверах («Погружение», «Россия-2»), а также о медиках («Дело врачей», «Доктор Смерть», «Мертвое сердце», НТВ) и научных работниках («Второе дыхание», Первый), о погоне за деньгами («Роковое наследство», «Россия-1») и даже о волшебных приключениях Николая Баскова («Поворот наоборот», «Россия-1»).

Самыми заметными из сериалов о нынешней жизни стали два проекта Первого канала. «Нюхач» — вполне типовая история о суперпрофи (тоже, в общем, супергерое), чей особый дар разнообразит стандартный детектив. Герой (Кирилл Кяро) — мизантроп и социопат, зато он нюхает и слышит хорошо, такое мы уже видели. О современной жизни сериал, впрочем, ничего не знает: на экране условный мир глянцевых поверхностей, стальных лифтов, стильных лофтов, стерильно чистых и пустых подземных паркингов. Никаких примет времени.

Станица. Реж. Владимир Шевельков. 2013

«Станица» — случай как раз обратный, тут все тесно привязано к жизни, групповой портрет бандитской семьи Волковых писан с Цапков из Кущевской. Современность подкинула создателям материал для трагедии шекспировского размаха, и создатели сочли, что это освобождает от необходимости продумывать логику, сюжетные линии и реплики героев. Титр «Основано на реальных событиях» на месте, атаманшу играет Нина Усатова — чего еще надо? К тому же сериал поставили в эфир во время процесса над членами банды, а финал транслировался аккурат перед вынесением приговора.

Восточный ветер

Успех эпопеи «Великолепный век» не дает покоя отечественным продюсерам. Первый канал открыл сезон сериалом «Ясмин»: он должен был стать нашим ответом турецкому блокбастеру. В мелодраме о судьбах трех россиянок на фоне Стамбула, казалось, было все, что нужно: любовь, ревность, торговля дубленками, убийство проститутки, современность и пресловутый стамбульский миф — с флэшбэками в прошлое. Но рейтинги не оправдали ожиданий. Вместо запланированных 200 серий отсняли только 62, а показали 24.

Ясмин. Реж. Ксения Заруцкая. 2013

Тем не менее Турция окончательно утвердилась в качестве главной локации для русских сюжетов с восточным акцентом. Там разворачивается действие криминального «Турецкого транзита» («Россия-1»). Турция и турецкие актеры снимались и у Александра Котта в мини-сериале «1001», снятом в редком жанре сказки для взрослых. Восточные мотивы, которые еще недавно допускались только в дневных бюджетных мелодрамах, постепенно осваивают прайм-тайм.

В движении

Расходы на продвижение сериалов у нас не всегда закладываются в бюджет, а сам промоушн редко бывает изобретательным. Но и тут в ушедшем сезоне были некоторые достижения.

СТС показал первую на нашем ТВ многосерийную спортивную драму «Молодежка» — рассказ о хоккейной сборной. Масштабный (40 серий) проект в таком непривычном жанре с участием десятков молодых неизвестных актеров был делом рискованным, нужна была мощная кампания. СТС организовал поддержку Континентальной хоккейной лиги и лично Вячеслава Фетисова, сыгравшего в сериале камео, тур съемочной группы по регионам, брендирование ледовых арен по всей России, участие в промо-роликах звезд хоккея, флешмоб, разработку мобильных приложений и интерактивной игры, которая позволяла забивать шайбы героям сериала. Так комплексно у нас еще не раскручивали ни один сериальный проект, без такой поддержки он вряд ли получил бы свои стабильно хорошие рейтинги.

Сладкая жизнь. Реж. Андрей Джунковский. 2014

Канал ТНТ устал почивать на лаврах, которые приносят ему комедийные форматы, и отважился выпустить современную драму — «Сладкая жизнь». Со всеми предосторожностями: сняли для начала шесть серий, эфир запланировали на июнь, когда рейтинговые потери не так опасны. При этом канал решил не выкладывать сериал на свой сайт, как делает обычно, а передал сетевые права платному веб-сервису «Амедиатека» — важно было привлечь новую аудиторию и создать сериалу имидж дорогого продукта. В интернете премьеру запустили за две недели до эфира, и к началу телепоказа «СЖ» уже вовсю обсуждали в соцсетях. Позиционировали ее как «самый откровенный сериал» — причем ТНТ ставил в эфир по две версии: более мягкую вечером, более откровенную — ночью, чем тоже провоцировал дополнительный интерес. Постеры сериала намекали на клубнику со сливками. Те, кого не смутили эта картинка и вялая первая серия (наши шоумейкеры долго запрягают), были приятно удивлены: «Сладкая жизнь» оказалась вполне правдоподобной историей о московских тридцатилетних, застигнутых кризисом среднего возраста: сюжетные повороты тут не вымучены, а диалоги живые.

Мистика и фантастика

Большое телевидение этих жанров сторонится — зато их любят каналы, у которых аудитория помоложе.

«Домашний» нажимал на мистику («Водоворот чужих желаний») и путешествия во времени («Тариф на прошлое»). ТВ-3 выпустил свою версию «Секретных материалов» — сериал «13». Не обошлось, конечно, и без вампиров. Василий Пичул приложил руку к созданию 64-серийной «Пятой стражи» для ТВ-3 с Кириллом Козаковым, Станиславом Любшиным и Регимантасом Адомайтисом в роли Дракулы. СТС сделал вполне профессиональный на вид зомби-апокалипсис «Выжить после». Лучше, правда включать его без звука: демонические кровопийцы и виды пустынной после эпидемии Москвы тут выглядят правдоподобнее, чем диалоги героев.

Кроме того, СТС адаптировал испанский постапокалипсис «Ковчег» (Еl Barco). В сериале «Корабль» команде, отплывшей на паруснике в учебное плавание, удается выжить после внезапной гибели человечества (что-то пошло не так с адронным коллайдером). Красивый парусник и морские виды, хорошие актеры Дмитрий Певцов и Агриппина Стеклова, толпа загорелых длинноногих юношей и девушек в шортах. Но надо всем этим висит родовое проклятие любого постапокалипсиса: если отправной точкой является гибель планеты, куда, собственно, плыть? Изобрести что-то более страшное, придумать при таком начале достойный конец сценаристам удается редко. Здесь, как и в оригинале, все сводится к кислой конспирологии, гибель цивилизации оказывается событием куда менее значимым, чем происки какой-то невнятно-зловредной международной конторы. После бури в первой серии на море надолго воцаряется мертвый штиль: сюжет зацикливается, герой никак не может заполучить красотку, злодей все уходит от разоблачения, капитан недоумевает, запасы пищи и пресной воды не иссякают.

Тайный город. Реж. Александр Мохов. 2014

Канал РЕН-ТВ, некогда первым показавший российскому зрителю «Игру престолов», соорудил отечественное фэнтези. «Тайный город» — экранизация обширного цикла романов Вадима Панова, у которого есть фандом со всеми атрибутами: браузерной игрой, настольной игрой, мобильным приложением и конкурсом фанфиков. По сюжету современная Москва является полем битвы могучих древних рас, владеющих магией. Зрителю открывается волшебный мир белокурых париков, плащей из золотистого полиэстера, синих молний, зеленого дыма и неутомимого продакт-плейсмента «Авторадио». Кажется, что создатели сериала откровенно веселятся, но не факт, что шутить собирался писатель Панов, который дал согласие на эту экранизацию после десяти лет уговоров.

Экранизации

Экранизации несовременной литературы — товар не самый ходовой, ТВ приходится думать, как его подавать, подбирать правильный контекст, время и место.

«Трех мушкетеров» режиссера Сергея Жигунова Первый канал показывал в начале январских каникул, когда половина зрителей в отъезде, а другая в полусне и не станет задаваться вопросом, зачем и кому это нужно.

«Россия-1» в этом сезоне серьезно рисковала, поставив в прайм-тайм экранизацию романа Федора Абрамова. Действие сериала «Две зимы и три лета» охватывает период в три десятилетия, с 1942 по 1972 год, играют в нем Сергей Маковецкий, Александр Балуев, Полина Кутепова, Наталья Вдовина, Александр Михайлов. Показывали крупными кусками, сразу по четыре серии, в надежде затянуть зрителя поглубже. Но нового «Вечного зова» не получилось, рейтинги были невысокие. Похоже, спрос на большую сельскую эпопею иссяк даже у возрастной аудитории «России-1».

Впрочем, главную ставку госканал сделал на формат более актуальный. Новый российский «Шерлок Холмс» (режиссер Андрей Кавун) снят в стиле фьюжн: конандойловские рассказы вольно смикшированы, действие происходят в Лондоне XIX века, но утрированно-декоративном, а манеры и диалоги героев вполне современны. Холмс здесь не умеет играть на скрипке и очень плохо боксирует — иногда, устав от беспокойного соседа, доктор отправляет его в нокаут. В сериал вложили много сил и средств (его называют чуть ли не самый дорогим на современном ТВ). Каналу явно хотелось внимания продвинутой публики, но показатели были ниже средних. Возможно, из-за самого Шерлока Холмса. Публика, конечно, разных Шерлоков повидала, но разглядеть гениального сыщика в крепком парубке не смогла. Необходимость быть странным и эксцентричным давалась Игорю Петренко таким напряжением сил, что смотреть было больно. Вообще, ставить Петренко в спарринг с великим Паниным — Ватсоном было жестоко, это точно чистый нокаут.

Мини-сериал по роману «Бесы» (режиссер Владимир Хотиненко, «Россия-1») показали под конец сезона: все четыре серии за одно воскресенье, в день президентских выборов на Украине. Но публика не оценила полемический задор канала и автора, взявших Достоевского в союзники в полемике с разрушителями традиционных ценностей. Сцены рубки икон и клекот адских крыл, фальшивый голос Верховенского и откровенное хрюканье Ставрогина у загона со свиньями выглядели как-то слишком прямолинейно. Не то чтобы автору «Бесов» был чужд гротеск, но все-таки не в таком плакатном варианте.

Куприн. Реж. Влад Фурман, Андрей Эшпай, Андрей Малюков. 2014

Создатели «Куприна», которым Первый канал закрывал сезон, на полемику о судьбах родины не претендовали. «Куприн» — на вид вполне традиционная экранизация, никакого авангардизма, хотя устроен довольно сложно: цепочка мини-сериалов скреплена сквозным героем, он тут как будто представитель самого Куприна. В каждой части свои персонажи: два десятка отлично сыгранных ролей, парад лучших актерских сил. Сценаристы переплели между собой сюжетные линии нескольких повестей и рассказов и придумали связующие сцены и диалоги, которых в оригинале не было. Вышло гладко, нитки не торчат. Перед нами, конечно, не широкое полотно русской жизни, но несколько важных ее сторон. Отношение к деньгам, социальное неравенство, благородство и бесчестие, долг и бунт, романтизм и прагматизм — эти темы в сериале звучат почти так же живо, как в сетевых дискуссиях. Возможно, потому, что его создатели сосредоточились на решении художественных, а не политических задач.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: