хроника

Дети Синематеки


Меморандум участников международной конференции «Дети Синематеки»

Следующий, 2014 год, объявлен годом культуры в России. Мы можем смело говорить о том, что год культуры обращен в первую очередь к регионам. Проблема региональной активности на всех уровнях стоит сегодня очень остро, и, конечно, это чувствуется в сфере кинематографа. Из центра не всегда возможно адекватно учитывать региональную специфику, особенности зрительского восприятия и потребностей зрительской аудитории на местах.

Конечно, сейчас, в конце 2013 года, мы можем уверенно говорить о том, что у российского зрителя появился устойчивый интерес к кинематографу. И, в первую очередь, к кинематографу национальному. Об этом красноречиво говорят цифры сборов российских картин. Однако интерес этот нужно постоянно поддерживать и подогревать. Та аудитория, которая сегодня является зрительским ядром российской кинотеатральной публики, вырастет через год-два, и она потеряет интерес к кино, если мы не постараемся его закрепить. Аудиторию нужно дополнять, нужно вернуть в залы аудиторию среднего и старшего возраста. Нужно сподвигнуть зрителя к тому, чтобы он смотрел фильмы разных жанров. Для этого зрителю надо дать возможность получить информацию о кинематографе не только в виде рекламного трейлера перед сеансом. Необходимо комплексное решение по программе зрительского образования, где профессионалы в доступной форме смогут объяснить зрителю, что кинематограф — искусство, которое включает в себя аттракцион, но не исчерпывается им одним.

У нас в стране есть киноинституты, которые занимаются профессиональным образованием, высшим и средним. Но чем более высокие требования мы предъявляем к профессиональному образованию, тем большим оказывается зазор между уровнем кинематографа и уровнем зрительского восприятия.

В России сегодня необходимо создать национальную институциональную базу по аудиовизуальному воспитанию зрителя. Такими базами во всем мире являются музеи кино и синематеки, которые являются институтами-посредниками между профессионалами кино и зрителями. Именно они через образовательные и выставочные программы занимаются подготовкой зрителя, способного воспринимать кинематограф не только как аттракцион, но как новейшее искусство во всем его жанровом многообразии. И именно из зрителей музеев кино и синематек приходит в творческие вузы, а затем в кино и на телевидение талантливая молодежь.

В течение 10 лет Государственный центральный музей кино под руководством Н. И. Клеймана, лишенный своей базисной площадки, функционировал почти в партизанском режиме. Только в этом году появилась надежда, что он наконец-то получит свое помещение в Москве — при активном участии Министерства культуры и Общественного совета, который возглавил Константин Эрнст. Но одного центрального Музея кино на огромную территорию нашей страны — недостаточно.

В год культуры мы должны озаботиться тем, чтобы запустить программу создания и развития синематечного движения в России, учитывая опыт Государственного центрального музея кино и усиливая его с помощью региональных инициатив.

В рамках кинопрограммы Санкт-Петербургского международного культурного форума мы провели международную конференцию «Дети синематеки», где обсудили опыт по работе подобных институтов за рубежом. В современном мире — не только в культуре, но и в производстве, и в коммуникации — визуальное образование человека играет все более и более важную роль. Международный опыт говорит нам о том, что, исходя из образовательных и воспитательных потребностей, в каждом крупном регионе должна существовать полноценно функционирующая синематека, куда имеет доступ любой желающий. И где в виде выставочных проектов и программ кураторских кинопоказов люди могут повысить свою зрительскую классификацию. Мы должны институционализировать киноклубное движение, дать возможность региональным синематечным и фестивальным инициативам проявить себя, обеспечить их всем необходимым для устойчивого развития. Это позволит вернуть на экран лучшие достижения отечественного и мирового киноискусства, приучая зрителя с юности понимать и ценить богатство и своеобразие национальных традиций, что будет иметь самые благоприятные последствия и для экономической эффективности современного кинопроизводства.

В Петербурге на сегодняшний день есть все предпосылки к тому, чтобы в пилотном режиме запустить проект «Синематека XXI век» — у нас есть киностудия «Ленфильм» со своей мощной историей, есть журнал «Сеанс», который занимается исследовательской и энциклопедической деятельностью, и есть лидер, который может и готов возглавить это движение, — это режиссер с мировым именем Александр Сокуров, с Фондом которого «Ленфильм» подписал в рамках культурного форума договор о стратегическом партнерстве.

Мы просим Правительство России и Министерство культуры включить в текст дорожной карты развития киноотрасли на 2014–2024 год проект «Синематека — XXI век» и одним из пилотных регионов для запуска этого проекта выбрать Санкт-Петербург, поручив его разработку киностудии «Ленфильм», Фонду Александра Сокурова «Пример интонации» и коллективу журнала «Сеанс» при методической помощи Государственного центрального музея кино в Москве.

Мы просим Правительство города Санкт-Петербурга поддержать нашу инициативу и принять участие в создании и оборудовании пилотной региональной Синематеки.

 

 

Федор Бондарчук
режиссер, продюсер, председатель совета директоров киностудии «Ленфильм»

Александр Сокуров
режиссер, народный артист России

Любовь Аркус
режиссер, главный редактор журнала «Сеанс»

Наум Клейман
директор Государственного центрального Музея кино

Олег Березин
генеральный директор компании «Невафильм», член Европейского Форума Цифрового Кино

Андрей Плахов
почетный президент FIPRESCI, кинокритик

Юрий Норштейн
режиссер анимационного кино, народный артист РФ

Эдуард Пичугин
генеральный директор киностудии «Ленфильм»

Петер фон Баг
историк кино, режиссер, директор кинофестиваля в Соданкюля и художественный руководитель кинофестиваля в Болонье

Клаудиа Дилльман
директор Немецкого института кино и Музея кино во Франкфурте-на-Майне

Лене Халвор Петерсен
руководитель департамента музея и синематеки в Датском институте кино

Тодд Хичкок
программный директор культурного центра Silver Американского института кино

Бернд Дезингер
директор Музея кино в Дюссельдорфе

Яап Гулдемонд
директор по выставкам в Нидерландском институте кино EYE

Мария Кувшинова
кинокритик, заместитель главного редактора журнала «Сеанс»

Константин Шавловский
кинокритик, редакционный директор журнала «Сеанс»


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: