18+
26 ДЕКАБРЯ, 2013 // Хроника

Лучшие материалы «Сеанса» за 2013 год

Меньше недели осталось до Нового года, и мы с радостью хотим сообщить вам об успешном запуске новой версии нашего сайта, который теперь стал быстрей и удобней! В связи с этим, торжественно публикуем дайджест лучших материалов «Сеанса» за уходящий 2013 год.

Шахматная горячка. Первое русское интервью Эндрю Бужальски

Неприлично хвастаться, но «Сеанс» напечатал первое интервью с мамблкор-гуру Бужальски по-русски. Режиссер из далекого Техаса рассказал не только о своих «Компьютерных шахматах», которые нынче остроумно включают в новогодние топы, но и обо всем остальном, что стоит знать о техасских киноделах.

Утраченные горизонты. Экспрессивный Олаф Меллер о наступлении «цифры».

Критик и неутомимый исследователь кино пишет о том, что страшно волнует всех, кто смотрит кино не в компьютере, а в кинозале, и знает, как действительно мерцает пленочная проекция, как хороши порой царапины на экране, и недоумевает, что приходит на смену традиционному кинопоказу. Цифровая реставрация так ли это хорошо? И задумывали ли режиссеры прошлое свое кино таким, каким его видят современные зрители?

Психоанализ пистолета. Михаил Куртов об огнестрельной поэтике Тарантино

Философ и теоретик скуки в кино строит занятную теорию относительно образа невыстрелившего пистолета в фильмах Тарантино. Как и почему в фильмах классика спускают курок? Материал был опубликован в рамках серии юбилейных статей, посвященных Квентину Тарантино.

Человек, которого здесь не было. Алексей Гусев с масштабным исследованием наследия Поля Мёрисса

Титаническое исследование Алексея Гусева, приуроченное к столетию большого французского актера, которого заинтересованные зрители помнят хотя бы по фильмам Клузо, Мельвиля и Турнера. Обязательно к прочтению всем, кто смотрит французское кино.

Во-первых, это красиво. Елена Фанайлова об «Анне Карениной» Джо Райта

Очередная экранизация классического романа Л. Н. Толстого вызвала яростные споры, но «Сеансу» фильм скорее нравится. Его можно пересматривать, а статью о нем — перечитывать.

Вместо байопика. Олег Кашин поздравляет Эдуарда Лимонова с 70-летием

Мы рады, что Эдуард Вениаминович есть среди наших авторов, и потому с большим воодушевлением попросили поздравить его в блоге Олега Кашина. Он написал фантастический байопик. Кинопродюсерам стоит присмотреться к идее.

О пользе табака. Алексей Васильев о магии курения в кино

Предсказывая оскаровский успех «Операции „Арго“», Алексей Васильев написал оду курению на экране. Минздрав предупреждает, но вымышленным героям ведь все можно.

Сеанс ос зрителем. Видеозапись встречи Алексея Балабанова в «Порядке слов»

На нашем сайте было опубликовано много видеозаписей из «Порядка слов», но эта нам важнее прочих. Одно из последних публичных выступлений режиссера.

Движение и жест в кино. Юрий Цивьян в рамках «Высшей школа»

Еще одно видео. Лекция Юрия Цивьяна о карпалистике. Страшно увлекательно. Посмотрите хотя бы на прекрасные подтяжки профессора.

…На длинной дистанции. Лилия Шитенбург о Томе Кортни

Лилия Шитенбург за год написала для нас целую серию актерских портретов. Был среди них и Том Кортни. История человека, сыгравшего Ивана Денисовича, дядю Ваню и Веничку, поучительна, красива и обязательна для прочтения.

Власть как иллюзия. Михаил Ямпольский о материи власти в «Орде»

Серьезный и полезный разбор исторического блокбастера Андрея Прошкина. Особенно полезно прочесть его через год после выхода картины.

Точки и линии. Алексей Васильев о восточном детективе 60-70-х

Алексей Васильев неустанно знакомит наших читателей с кинематографическими раритетами. И находит странные связи. В этом тексте о детективных сближениях Японии и Индии.

Головокружение. Асса Новикова и нетривиальный юбилей Вениамина Каверина

Асса Новикова, которая теперь ведет для нас специальную колонку (новый выпуск совсем скоро), пишет удивительные тексты о казалось бы знакомых с детства людях и явлениях.

Не пожар, так землетрясение. Александр Маркин о ранних фильмах-катастрофах

Фильмы-катастрофы привычный экранный жанр с почтенной историей, но мало кто интересуется его истоками. Предлагаем перечитать познавательную статью Александра Маркина о фильме «В старом Чикаго» и «Сан-Франциско».

«Бунт» и его «лидер». Михаил Ямпольский о «Долгой счастливой жизни»

Пожалуй, самая серьезная статья о новом фильме Бориса Хлебникова как жанровом и социальном высказывании.

Святой Роджер. Роман Волобуев на смерть Роджера Эберта

В этом году умер Роджер Эберт. Он был иконой кинокритики, полвека смотрел кино и писал о нем. Почему многие называют его «любимым критиком», написал Роман Волобуев.

Канн-2013: О справедливости. Итоговый отчет Бориса Нелепо из Канн

Мы гордимся своей трансляцией из Канн, которую в этом и прошлом году вел Борис Нелепо. Финальный материал из этой серии публикаций — по ссылке.

Мой брат умер. Последний сценарий Алексея Балабанова

В мае 2013 года умер Алексей Балабанов. Его последний сценарий, работу над которым оборвала смерть, опубликован на нашем сайте.

Зеленый луч. Борис Нелепо о «Великом Гэтсби»

На новый фильм База Лурмана многие пошли как на карнавал. Но в нем есть своя поэзия, которая зеленым лучем пробивается через пышное 3D.

Географическое открытие. Елена Грачева о фильме «Географ глобус пропил» из города Сочи

«Географ глобус пропил» Александра Велединского стал главным фильмом «Кинотавра-2014» и одним из важнейших фильмов этого года в России. О нем для нас первый текст написала Елена Грачева.

Тарковский: память и след. Михаил Ямпольский об истории и Тарковском

На фестивале «Зеркало» Михаил Ямпольский прочел доклад о противостоянии устремленной в будущее советской культуры и историзма Тарковского. Познавательно и ново в контексте ширящегося наследия самого одного из самых важных русских кинорежиссеров.

Любовь, которая любит вас. Лёля Нордик о Теренсе Малике

К началу российского проката фильма Малика «К чуду» мы попросили Лёлю Нордик написать о том, почему мы все-таки любим этот фильм.

Правильный ответ — никогда. Татьяна Алешичева на смерть Джеймса Гандольфини

О самом обаятельном гангстере в кино нулевых. Ужасно грустно.

И рачок плывет. Мария Кувшинова и Борис Нелепо обсуждают вульгарных авторов и друг друга

Интеллектуальная беседа может скрасить даже самый скучный вечер, но в данном случае собеседники еще и дают повод для размышлений на темы для современного кино чрезвычайно волнительные. Увлекательно о сложном. Читайте!

Свобода. Григорий Дашевский о Кассаветисе

В начале этой зимы в Москве скончался прекрасный русский поэт Григорий Дашевский. Для «американского» номера «Сеанса» он написал очень точный текст о фильме «Убийство китайского букмекера».

Невозможные миры. Губка Боб, Идиот в семье. Иван Давыдов о плохих мультфильмах

Иван Давыдов взвалил на себя тяжелую ношу серьезно обосновать свое guilty pleasure — любовь к «плохой» анимации. И у него получается. Начинать знакомство с постоянной колонкой лучше всего с текста про Губку Боба.

Американская мечта: разделительная полоса. Василий Степанов о двух упрямых инфантилах

В этом году до Москвы доехал Уит Стиллман. Все бросились писать о нем статьи, а мы републиковали материал из «американского» номера, где Василий Степанов сравнивает художественную манеру Стиллмана и его апологета Уэса Андерсона.

Принцип наибольшего счастья. Елена Грачева о «Майоре» Юрия Быкова

Спорный фильм и аргументированная критика. Иногда нужно правильно расставлять акценты.

Венеция-2013: Кино в ситуации Дон Кихота. Кувшинова об итогах фестиваля

Мария Кувшинова объясняет, почему ей кажется, что в Венеции наградили не тех и называет произошедшее «смысловой катастрофой». Аргументация подкупает даже тех, кому все равно.

«Искупление» Мигеля Гомеша: в поисках образов. Борис Нелепо о маленьком португальском шедевре.

Свой текст о короткометражном фильме Гомеша Борис Нелепо посвятил прошедшим в Германии выборам, на которых победила партия Ангелы Меркель. Почему — можно узнать, прочитав его.

Почему Россия это Америка? Мария Кувшинова о сходстве менталитетов

Зачем русским американское кино? Кто его смотрит, и почему его не показывают? Интересные размышления Марии Кувшиновой о том, что происходит с европейским кино в Америке и с американским — в России.

Дары волхвов. Денис Горелов о «Сталинграде»

Нашумевшая и актуальная — особенно на Рождество — статья о самом нашумевшем российском фильме года. Советуем читать внимательно, без предубеждения.

Тех же щей, только Жижек влей. Разговор о новом фильме Жижека

Мы собрали умных людей в одной комнате, показали им фильм Славоя Жижека, а потом заставили об этом поговорить. Сначала они не очень хотели, а потом втянулись. Шок! Видео!

Генеральный пунктир. Лев Лурье дает интервью

Важное для нас и наших «исторических» номеров интервью Льва Лурье об истории, телевидении и странных идеологических конструктах, живущих в нашем обществе

Котики и так далее. Сергей Синяков о новом Ридли Скотте

Своим фильмом, снятом в содружестве с Кормаком Маккарти, Ридли Скотт, кажется, удивил всех. Не меньше остальных поразился этой ленте наш постоянный обозреватель коммерческих новинок Сергей Синяков. О чем и написал в своей статье.

Партия консерватора. Лилия Шитенбург о плодовитом Камбербатче

Самый успешный из британских актеров современности не ушел от вдумчивого анализа Лилии Шитенбург. Фанатам актера статья нравится, нам тоже, и вам понравится, если вы ее прочитаете.

Европа плюс. Сапрыкин о Парфенове

В «историческом» номере мы решили узнать, какой кажется наша история из телевизора. И про Леонида Парфенова мы попросили написать Юрия Сапрыкина. Номер вышел из печати, а нам до сих пор кажется, что это была крайне удачная идея.

Певец Девятого круга. Алексей Гусев о неизвестном у нас норвежском режиссере

Пользуясь юбилеями как поводом мы стараемся ликвидировать досадные пробелы в знаниях (своих и ваших). Особенно преуспел на этой ниве Алексей Гусев, статью которого об Арне Скоуэне должен изучить каждый северянин.

Выставка ерунды. Ловцы уходящей натуры. Алексей Васильев о больших девочках и маленьких мальчиках

Каждое появление Васильева в нашей ленте праздник, и в какой-то момент мы решили придать этим встречам регулярный характер. Завели ежемесячную колонку. По ссылке весьма характерный ее выпуск.

Невозможно отправиться на тот свет без любви. Артур Аристакисян о Москвине.

Это интервью было сделано после неожиданного мастер-класса режиссера на 2morrow, и оно не про кино, а о чем-то большем.

Протокол как букварь с картинками. Борис Дубин об экранизации Шаламова

Есть возможность экранизировать прозу Варлама Шаламова? Ответ на вопрос по ссылке.

Мир смотрел на нас. Борис Нелепо о Жуакиме Пинту и его фильме

Увлечение Бориса Нелепо португальским кинематографом отразилось не только на «Сеансе», но мы очень гордимся теми «португальскими» текстами, которые были написаны для нас. Статья о фильме Пинту один из ярких примеров того, почему мы имеем на это право.

Юноша с татуировкой сарая. Ксавье Долан о себе

Мария Кувшинова в Венеции поговорила с самым талантливым из молодых и самым молодым из талантливых режиссеров — Ксавье Доланом. К слову, один из популярных поисковых запросов, ведущих на сайт «Сеанса» — «Ксавье Долан рост и вес». Это, наверно, и есть слава.

Расплескалась синева. Мария Кувшинова о «Жизни Адель»

Несмотря на нововведенные законы, главный каннский лауреат все-таки вышел на наши экраны. Вышел тихо и мирно. Мария Кувшинова объяснила, почему это важно.

Палитра вместо пол-литры. Лидия Маслова в роли арт-критика

В Михайловском замке все еще продолжается выставка полотен Сильвестра Сталлоне. Но нам важен в данном случае другой дебют — арт-критика Лидии Масловой, которая первый раз в жизни пишет о живописи.

Кэмп
Линч
День кино
Олли Мяки
Аустерлиц
TIFF
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»