Умерла Нея Зоркая


Ее статьями и книгами (равно как и всей ГИТИСовской плеяды: Туровской, Ханютина, Соловьёвой, Шитовой, Саппака) впервые стали зачитываться те, кто существовал вне кинематографического круга. «Портреты» Неи Зоркой были, наверное, первым киноведческим бестселлером. Как ни странно, может быть, дело в языке. Полемика с официозом шла прежде всего через разоблачение его языка — не просто мертвого, но умертвляющего предмет исследования. А также — в принципиальном отказе от методологии выставления оценок, от восприятия истории кино по принципу табели о рангах. В этом, пожалуй, — главная особенность не только «Портретов», но и вообще «метода Зоркой».

Ей была не интересна проблема как таковая, изъятая из среды естественного обитания. Она должна была непременно поместить эту проблему в контекст: в контекст биографии, в контекст эпохи. Историю кино она воспринимала как движение бурного потока, распадающегося на отдельные ручейки и русла (читай: фильмы и биографии). А это был принципиально новый взгляд: взгляд на историю как на живое движение. И поток этот обязательно докатывался до наших дней и мчался дальше. Потому, все её ошибки и заблуждения проистекали из того же источника, что и прозрения: это всегда были ошибки и заблуждения сегодняшнего дня.

Последующим поколениям отечественных киноведов она «поставила глаз», так же как высококлассный музыкант-педагог «ставит руку» своим ученикам.

Как бы далеко не ушли мы от её открытий и наблюдений, нельзя забывать, что они — Зоркая и её поколение — начинали с чистого листа, а мы — неизбежно отталкиваясь от них. Подтверждая или отрицая — не суть важно.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: