Субъективные новости: 29 марта — 4 апреля


Медиа и блоги

«Kinote» жив.

С редакцией «Сеанса» связался Антон Мазуров, который прочел в предыдущем выпуске «Субъективных новостей» о закрытии «Kinote» и поспешил эту информацию опровергнуть: «„Kinote“ не закрывается, кинокомпания „LeopArt“ как владела этим ресурсом, так и владеет, просто самой компанией „LeopArt“ раньше владели Сергей Ливнев и Антон Мазуров, а теперь — Антон Мазуров в гордом одиночестве. Как дистрибьюторская компания для арткино „LeopArt“ продолжит свою работу, и ни один фильм из графика релизов не сдвигается. Так и будет — два фильма в месяц».

Премьера фильма стала политическим событием.

Вечером 2 апреля российские телезрители увидели фильм Анжея Вайды «Катынь», посвященный трагическим событиям русско-польской истории. Сергей Шумаков, главный редактор канала «Культура», прокомментировал это так: «Показ „Катыни“ для нас — акция столь же беспрецедентная, сколь и продуманная». Уже на стадии съемок картина вызвала противоречивую реакцию российской общественности — в блогах и официальной прессе началась дискуссия об историческом соответствии фильма Вайды. В российский прокат «Катынь» не вышла, что стало очередным поводом для разговоров о политической цензуре в России. Телевизионный показ сопровождался дискуссией «Катынь: Послесловие», в которой приняли участие историки, политики, а также кинорежиссер Никита Михалков. В программе прозвучало обращение Анжея Вайды к участникам обсуждения. Трансляция «Катыни» и ее обсуждение вызвали широкий резонанс в блогосфере и медиа. Ведущая радио «Эхо москвы» Ксения Ларина посвятила этому событию программу «Культурный шок», пригласив в студию Ларису Малюкову, Юрия Богомолова и Николая Сванидзе. А ведущий дискуссии на канале «Культура» Виталий Третьяков написал на следующий день в своем блоге: «Понятно, что событие политическое. Фильм показывается на Страстной неделе в Страстную пятницу перед Пасхой, которая в этом году приходится на один день у православных и у католиков. А кроме того — накануне визита Туска в Россию. По приглашению Путина. И они вместе поедут в Катынь. А в этом году — 70-летие расстрелов в Катыни по версии, которую все участники разговора признали неоспоримой. А через десять дней в Россию — ради посещения Катыни — но с частным визитом, приедет и Качиньский. Как уж тут без политики? Улягутся ли после этой демонстрации страсти по Катыни и наладятся ли отношения между Россией и Польшей? Сомневаюсь. Фильм посмотреть надо. Разговор после него — тоже. Ну а дальше? Событием в России этот показ не станет. Событием в Польше и для Польши — уже стал».

Видео в интернете будет еще легальнее.

Медиа-портал «IVI» заключил сделку с «Первым каналом». Отныне пользователи сайта смогут бесплатно смотреть передачи и фильмы, произведенные самым крупным каналом России. Сообщается, что компания «Digital Access», которой принадлежит «IVI», (а, кроме того, доля «Яндекса») стала первой, кто смог подписать подобный контракт. Договоренность с «Первым» подразумевает разделение доходов от интернет-рекламы. Руководство портала рассчитывает на пользователей, заинтересованных в возможности освежить воспоминания о «Дозорах» и хитовых юмористических передачах с участием резидентов «Comedy Club», которые уже в полной мере представлены на ресурсе (компания подписала договоры с «ТНТ», «СТС», «MTV», «МУЗ-ТВ», а также кинокомпаниями «Централ Партнершип» и «Амедиа»). Особенно актуальной эта новость выглядит на фоне все усиливающегося давления на торрент-трекеры и файлообменные сети. Так, в конце недели среди пользователей социальной сети «Twitter» прошла информация об изъятии правоохранительными органами серверов провайдера «Corbina» c целью выявления самых активных любителей торрентов. «Corbina» этот слух опровергла, утверждая, что неполадки в сети, были вызваны сбоем на одном из магистральных серверов компании.

Кадр фильма Ночной дозор

Фестивали и премии

Кинематографисты и блоггеры подвели итоги года.

31 марта и 1 апреля были вручены две отечественных кинопремии: премия Российской академии кинематографических искусств «Ника» и Национальная интернет-премия «ЖорЖ». Киноакадемики отдали все главные призы — за лучший фильм, лучшую режиссерскую работу и лучший сценарий — игровому дебюту Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на родину», фактически проигнорировав «новую волну» в российском кинематографе, которая заявила о себе на последнем «Кинотавре» (так, в основных номинациях ничего не получили ленты Бориса Хлебникова, Николая Хомерики, Игоря Волошина, Алексея Мизгирева, Ивана Вырыпаева, а оператор фильма Василия Сигарева «Волчек» Алексей Арсентьев удостоился награды за лучшую операторскую работу). На церемонии вручения премии «ЖорЖ» лента Хржановского-старшего удостоилась спецприза от журнала «Бюллетень кинопрокатчика» как «лучший российский фильм по наработке на копию в ограниченном прокате». Блоггеры отметили наградами фильм «Царь» Павла Лунгина, получивший «Нику» за лучшую работу художника, а также картины «Комедия строго режима» Игоря Зайцева и «На игре» Павла Санаева, не попавшие ни в одну из номинаций «Ники». Взгляды профессионалов и зрителей сошлись только на фильме Павла Бардина «Россия 88», который получил крылатую статуэтку в номинации «Открытие года» и киноматрешку от организаторов премии «ЖорЖ» с формулировкой «Самый смелый фильм».

Кадр фильма Сказка сказок

Цензоры подрезали крылья.

Трансляция церемонии вручения премии «Ника» на канале «СТС» вызвала небольшой скандал: в блогосфере появились сообщения о том, что речь получившего «Нику» «За выдающийся вклад в российский кинематограф» режиссера Юрия Норштейна была сильно сокращена. В блогах появилась информация о том, что выступление Норштейна порезали по цензурным соображениям. Автор «Сказки сказок» и «Ежика в тумане» говорил о ситуации вокруг студии «Союзмультфильм», о беспределе российских чиновников, о терактах в метро, а также процитировал отрывок из своей будущей книги: «Позвонила Франческа и рассказала, что нашла на дороге умирающего зяблика-самку. Рядом, рассказала она, сидел неподвижный самец, вытаращив глаза, смотрел на умирающую подругу. Франческа подняла птичку и увидела на ее тонкой шейке следы зубов, очевидно, кошачьих. Самец остался неподвижен. Франческа взяла его в другую ладонь и так стояла некоторое время. Самец не улетал — смотрел и ждал, наверное, чуда оживления. Но чуда не произошло. Птичка умерла. Франческа посадила самца на дерево. Он по-прежнему был в шоке и ждал. Потом улетел (…) Когда отношение к искусству будет равно по силе чувства переживанию, вместившемуся в маленькое сердечко неведомой нам пичужки, мы можем рассчитывать на правдивый результат. Тогда мы забудем мнимости успеха, награды. Останется одно — оживить вымысел». Как выяснилось позднее, вечером 31 марта в своем блоге Алексей Казаков комментировал факт грядущих сокращений следующим образом: «Речь великого Норштейна, получившего спецприз „Ники“, уже занимает 20 минут, а когда мы ее завтра сократим в эфире — нас обвинят в цензуре».

Стартовал первый международный интернет-кинофестиваль.

«DotFest Online Film Festival» 2010 проходит с 1 по 18 апреля по адресу dotfest.net. Жюри фестиваля возглавляет классик американского авангардного кино, документалист Йонас Мекас. Победители четырех программ «ДотФеста» — анимация, игровое кино, экспериментальное и музыкальное видео — поделят между собой призовой фонд 10000 евро. 18 апреля жюри соберется вместе в онлайн-чате для обсуждения увиденных фильмов и подведения итогов. Картина, набравшая наибольшее число пользовательских голосов, получит приз зрительских симпатий. Россия на «ДотФесте» представлена музыкальным клипом Ильи Колесникова на композицию «Sleepwalking» инди-рок группы «Everything is made in China». А в анимационном конкурсе участвует фильм выпускницы Санкт-Петербургского института кино и телевидения Марины Мошковой «В масштабе» (мастерская Сергея Овчарова).

Кадр фильма В масштабе

«Завтра» не умрет никогда.

В блоге Романа Волобуева и Станислава Зельвенского «Спойлер» появилась информация о том, что в команде фестиваля «Завтра/2morrow» произошел раскол. «Сеанс» попросил прокомментировать эту ситуацию бывшего программного директора фестиваля Алексея Медведева и нового — Антона Мазурова. Алексей Медведев: «Ничего особенного не произошло. Наша команда продолжит делать фестиваль современного кино в Москве. Но он уже не будет называться „Завтра“, так как этот бренд принадлежит компании „Audi“, которая является генеральным спонсором фестиваля. У нового фестиваля будет новое название и слегка измененная концепция. Один из возможных вариантов — „2-in-1“. Что соответствует нашей концепции — art-and-public, то есть связь искусства с аудиторией. Мы по-прежнему будем показывать фильмы с авторским началом, которые при этом не отталкивают от себя зрителя. У фестиваля „Завтра“ будет новая модель, и хотя его возглавит мой товарищ Антон Мазуров, я несколько сомневаюсь в ее перспективности. Когда мне предлагали остаться на фестивале, я понял, что желание спонсоров — сделать его более светским. Возможно, мне только так показалось, а как будет — покажет время. Мы ни с кем не хотим ссориться или обострять отношения, но, вместе с тем, хотелось бы подчеркнуть, что наш фестиваль, как бы он дальше ни назывался, является полноправным наследником фестиваля „Завтра“, который три года подряд проходил в Москве». Антон Мазуров: «Я возглавил фестиваль „Завтра“. Теперь у каждой команды есть по полбюджета — у меня и у Медведева. В октябре к финалу придут или обе, или одна, или никто. У меня есть идеи, как можно переформатировать фестиваль — в том, что это необходимо, я убежден как минимум потому, что Медведев будет претендовать на ту концепцию фестиваля, которую он же и придумал. Фестиваль не двинется в сторону светскости и попсы. Если кто не в курсе, то „Audi“ является одним из четырех спонсоров Берлинале. Конечно, раскол — это не позитивное явление. Я бы мечтал, чтобы Медведев остался на фестивале. Но он ушел вместе с Давлетьяровым, которого почему-то „Audi“ больше не хотели. Почему — не знаю, так как „Завтра“ был интеллигентным не только по содержанию, но и по организации. То есть Ренат доказал, что может и умеет делать хороший фестиваль».

Ближний круг

Кинорежиссер Сергей Урсуляк вместе с драматургом Эдуардом Володарским работает над экранизацией романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба».

«Сериал по роману Гроссмана мне заказал канал „Россия“, и все свое время я трачу на встречи с Володарским. А когда не встречаюсь с ним, то смотрю, читаю и думаю про войну. Недавно вот открыл для себя когда-то читанную, но основательно забытую мной „окопную прозу“ Виктора Некрасова», — сообщил режиссер. По словам Урсуляка, кто будет играть главные роли в сериале, он не знает и думать до окончания работы над сценарием себе запрещает. Но не исключает варианта, что многие из тех, с кем он работает постоянно, будут сниматься в этой картине. Главным событием недели Урсуляк назвал показ по каналу «Культура» фильма Анджея Вайды «Катынь»: «Меня так порадовал сам факт показа — мы же теперь привыкли радоваться малому — что в дискуссию после фильма я почти не вслушивался. Полгода назад я думал, что этого не произойдет никогда».

Кинорежиссер Александр Прошкин попросил засвидетельствовать, что в его профессиональной жизни не происходит ничего.

В «режиссерском портфеле» у него находится три сценария, но поскольку в российской киноиндустрии произошла очередная революция, судьба их ему неведома: «К сожалению, у меня уже не так много времени, чтобы переждать очередную бурю. И очень хочется работать. Я второй год уже не работаю». Событием недели Прошкин-старший также назвал показ фильма «Катынь» по телеканалу «Культура»: «Для Вайды это фильм-поступок, к которому он шел всю жизнь. Факт его показа по российскому телевидению крайне важен. Грустно только одно — что этот фильм сняли не мы. Для нас это был бы настоящий переворот в сознании. Мне жаль, что российский кинематограф не стал разбираться всерьез с трагической историей XX века. За исключением нескольких фильмов. А ведь у нас это могло бы стать таким же по силе направлением, как неореализм в Италии или немецкая „новая волна“, где средствами кино говорится о том, что нация должна меняться, и что это возможно только тогда, когда люди договорятся со своим прошлым отчетливо и бесповоротно».

Кадр фильма Служебный роман

Одной строкой

Кинокомпания «Леополис» планирует запустить в производство сиквел фильма «Служебный роман».

Валерия Гай Германика закончила съемки сериала «Школа».

Юрий Норштейн продолжает работу над фильмом «Шинель».


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: