18+
25 СЕНТЯБРЯ, 2015 // Штудии

Что такое медиаархеология?

В воскресенье 27 сентября в рамках «Послания к человеку» пройдет организованная журналом «Сеанс» однодневная конференция «История кино как медиаархелогия». Первый докладчик, выступление которого подарило название всей конференции, — немецкий ученый Томас Эльзессер, которого называют отцом медиаархеологии. Юля Гулян рассказывает об этой сравнительно новой дисциплине.

Эдвард Майбридж. «Лошадь в движении», 1878.Эдвард Майбридж. «Лошадь в движении», 1878.

Медиаархеология — пожалуй, одно из самых романтических направлений в изучении медиа и в частности — кино, и в то же время наименее знакомое в России, хотя она и существует с 1980-х годов.

Медиаархеологи меняют расстановку сил, реабилитируют лузеров, которые не вписались в стройную историю технологических побед. Ведь чтобы свести историю кино к развитию — от монохрома к цвету, от немого кино к звуковому, от двумерного изображения к 3D — историкам пришлось закрыть глаза на множество открытий, которые опередили свою эпоху. Однако в 1980-е годы телевидение и видео начали менять кинопроизводство и прокат, и чем дальше в «цифру», тем больше фильмы напоминали кино аттракционов столетней давности — этот «откат» от уже классических нарратива и психологизма генеалогия объяснить затруднялась. Чтобы спасти историю кино от белых пятен и неустановленных линий родства, появилась медиаархеология.

Медиаархеология опирается на философию Мишеля Фуко, и особенно на его «Археологию знания», напоминающую о неизбежных скачках и разрывах в развитии культуры. Археология задается вопросом, как и когда происходят моменты разрыва (например, переход от пленки к «цифре» в кино), и есть ли в них закономерность. Медиаархеология изучает все составляющие аппарата кино — звук, экран, проекцию, рамку кадра, — чтобы разрушить мифы об их рождении и поступательном развитии. «Археология медиа — это во многом об относительности новизны», — говорит ведущий медиаархеолог Эркки Хутамо. Его поиски сконцентрированы на так называемых топосах — формулах, которые то появляются, то вновь исчезают в разных культурных контекстах, как, например, идея абсолютного погружения в медиа или боязнь вездесущих фотокамер.

Эдвард Майбридж. «Лошадь в движении», 1878.Эдвард Майбридж. «Лошадь в движении», 1878.

Медиаархеолог задается вопросом, почему фильмом можно считать лишь то, что запечатлено на пленку, а не, скажем, нарисовано на бумажных лентах? Почему ранние научные фильмы выпадают из историографии: как известно, рождением кино принято считать первый платный люмьеровский показ 28 декабря 1895 года? Почему мы забываем об аттракционах XIX века — панорамах, фантасмагориях — где были и проекции, и движущиеся картинки? Медиаархеология — это беспрестанный вдохновляющий поиск непроторенных путей. Так, Томас Эльзессер, один из ярчайших медиаархеологов, удивляется: «Проще всего констатировать навязчивое желание запечатлеть движение в конце XIX века в хронофотографиям Майбриджа, но ведь чувство ускользающего момента времени было и в каждом мазке кисти Мане, в каждой складке одежды на его портретах».

Кэмп
Линч
День кино
Олли Мяки
Аустерлиц
TIFF
Кароaрт
Делай фильм
Бергман в Москве
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»