18+

Штудии

«Вообразительное искусство»: Негативное пространство
21 АВГУСТА, 2017 // Чтение / Штудии

«Вообразительное искусство»: Негативное пространство

Художественный руководитель анимационной студии «Да», режиссер и сценарист Миша Сафронов набирает онлайн-курс сценаристов анимационного кино. Главная особенность курса в том, что учащихся ждет не только три месяца интенсивного погружения в теорию сценарного дела, но и практика на реальном анимационном производстве. Так что оцените свои силы и бегите скорее регистрироваться, а перед этим, прочитайте главу из книги Сафронова «Вообразительное искусство», которую «Сеанс» планирует выпустить до конца 2017 года.

//
540
«Мертвец» Джима Джармуша: Кино и тлен
31 ИЮЛЯ, 2017 // Штудии

«Мертвец» Джима Джармуша: Кино и тлен

В 1995 году под самый конец конкурса на Каннском фестивале был показан «Мертвец» Джима Джармуша. Особого энтузиазма он не вызвал, фестивальная усталость не позволила критике оценить картину по достоинству. «Мертвец» обрел свою славу ретроспективно, так сказать «посмертно». Посмотреть его на большом экране в России можно прямо сейчас.

//
733
Дебют как проблема
24 МАРТА, 2017 // Штудии

Дебют как проблема

Сегодня вечером в «Авроре» показывают «Возвращение» Андрея Звягинцева (чуть позже покажут еще и «Изгнание»). В связи с этим мы предлагаем обратиться к статье о российских дебютах нулевых годов, написанной Игорем Манцовым.

//
7,131
Ленин. Спасибо, что живой
15 МАРТА, 2017 // Штудии

Ленин. Спасибо, что живой

Сегодня в кинотеатре «Каро 9 Атриум» в рамках мини-ретроспективы Михаила Ромма показывают фильм «Ленин в Октябре», снятый к 20-летию Октябрьской революции. Представят показ Всеволод Коршунов и Евгений Марголит. Мы приглашаем всех на эту картину и ретроспективу, которая продолжится фильмом «Человек № 217», и републикуем статью Евгения Марголита о советской Лениниане, написанную для «Новейшей истории отечественного кино».

//
3,189
1979. Зеркало для застоя
7 ОКТЯБРЯ, 2016 // Штудии

1979. Зеркало для застоя

В конце сентября в Европейском университете в Санкт-Петербурге прошла международная конференция «Период застоя? Эпоха Брежнева 35 лет спустя», организованная профессором Катрионой Келли (Оксфорд) и профессором Альбертом Байбуриным (ЕУ СПб). Мы публикуем полную версию доклада Константина Шавловского.

//
2,786
A free replay. Заметки о «Головокружении»
22 СЕНТЯБРЯ, 2016 // Штудии

A free replay. Заметки о «Головокружении»

Еще одна программа, организованная нами на «Послании к человеку», посвящена легендарному французскому документалисту Крису Маркеру. Текст в его фильмах играет не меньшую роль, чем изображение, и в преддверии ретроспективы мы решили опубликовать перевод его статьи — о фильме «Головокружение» Альфреда Хичкока, до конца жизни завораживавшего Маркера своим воспроизведением безумной любви и невозможной памяти.

//
989
«Бекки Шарп»: Новая весна
9 СЕНТЯБРЯ, 2016 // Штудии

«Бекки Шарп»: Новая весна

Завтра в «Родине» в рамках петербургского эха «Белых столбов» «Сеанс» показывает «Бекки Шарп» Рубена Мамуляна — первый полнометражный фильм снятый на трехслойный «техниколор». Мы публикуем текст о фильме, написанный Ириной Марголиной специально для каталога госфильмофондовского фестиваля.

//
312
От Тарковского к Нолану через Содерберга
12 ИЮЛЯ, 2016 // Штудии

От Тарковского к Нолану через Содерберга

В конце этой недели в петербургской «Родине» мы покажем два «Соляриса». В субботу — Андрея Тарковского, а в воскресенье — Стивена Содерберга. Что связывает эти фильмы, и связывает ли, вообще, хоть что-нибудь? Для тех, кто ищет ответ на этот вопрос, публикуем доклад Василия Степанова из сборника «После Тарковского». Приходите смотреть «Солярисы» на большом экране.

//
2,009
Очевидность фильма, Аббас Киаростами
8 ИЮЛЯ, 2016 // Штудии

Очевидность фильма, Аббас Киаростами

На этой неделе было много печальных новостей. 4 июля в Париже умер Аббас Киаростами. Мы публикуем отрывок из статьи философа Жан-Люка Нанси о режиссере, напечатанный в 2004 году в № 4 журнала «Синий диван». Перевод Алексея Гараджи.

//
1,420
Возвращение коммунистов
29 ИЮНЯ, 2016 // Хроника / Штудии

Возвращение коммунистов

1 июля в кинотеатре «Родина» состоится петербургская премьера фильма «Коммунисты» Жан-Мари Штрауба — первого полнометражного, созданного им без Даниэль Юйе. Куратор показа Кирилл Адибеков рассказывает об истории восприятия их политического кинематографа во Франции, США и Испании — странах, где в этом году прошли их полные ретроспективы, а также в России, где они тоже когда-нибудь будут.

//
388
«Скорбное бесчувствие»: Заметки о пластическом решении фильма
17 ИЮНЯ, 2016 // Штудии

«Скорбное бесчувствие»: Заметки о пластическом решении фильма

Сегодня в «Авроре» первый игровой фильм ретроспективы Александра Сокурова — «Скорбное бесчувствие». Мы публикуем небольшой архивный материал из нашей книги, который поможет пролить свет на работу режиссера, готовящегося к съемкам, дав некоторое представление о лаборатории автора, а также несколько эскизов к фильму художника-постановщика Елены Амшинской.

//
455
Вокруг небольшой горы
1 МАРТА, 2016 // Штудии

Вокруг небольшой горы

Сегодня день рождения Жака Риветта. В память об умершем в январе режиссере публикуем статью Бориса Нелепо о ближнем круге соратников, чьи фильмы дополняют риветтовский канон, из «Сеанса» № 61.

//
1,462
«Первороссияне»: контекст кинопроцесса
26 ОКТЯБРЯ, 2015 // Штудии

«Первороссияне»: контекст кинопроцесса

Новая серия цикла «Кино в театре» (28—30 октября на Новой сцене) посвящена шестидесятникам. В четверг на Новой сцене Александринки — «Первороссияне» Евгения Шифферса и Александра Иванова, фильм по поэме Ольги Берггольц о молодых революционерах, уехавших из Ленинграда на Алтай строить коммуну. Сложная авангардная эстетика картины не нашла понимания у современников. Почему так получилось и почему «Первороссиян» надо посмотреть, рассказывает Евгений Марголит в статье, впервые опубликованной в его книге «Живые и мертвое».

//
2,365
Луи Деллюк и мир будущего
15 ОКТЯБРЯ, 2015 // Штудии

Луи Деллюк и мир будущего

Вчера исполнилось 125 лет со дня рождения режиссёра и теоретика Луи Деллюка. По этому случаю Алексей Гусев перевёл небольшую статью Деллюка, в которой тот из 1922 года иронично предсказывает будущее кино и почти во всём угадывает.

//
2,587
Теории монтажа: Америка — Советский Союз
13 ОКТЯБРЯ, 2015 // Штудии

Теории монтажа: Америка — Советский Союз

Наш архив пополнился двумя «историческими» номерами — «Русская кунсткамера» и «Конец истории». Важный теоретический текст Юрия Цивьяна об американском и советском монтаже, опубликованный во втором из них, — сегодня в нашем блоге.

Что такое медиаархеология?
25 СЕНТЯБРЯ, 2015 // Штудии

Что такое медиаархеология?

В воскресенье 27 сентября в рамках «Послания к человеку» пройдет организованная журналом «Сеанс» однодневная конференция «История кино как медиаархелогия». Первый докладчик, выступление которого подарило название всей конференции, — немецкий ученый Томас Эльзессер, которого называют отцом медиаархеологии. Юля Гулян рассказывает об этой сравнительно новой дисциплине.

//
2,056
Красная книга. Голливуд при Маккартизме: Надзиратели, жертвы, попутчики
2 ИЮНЯ, 2015 // Штудии

Красная книга. Голливуд при Маккартизме: Надзиратели, жертвы, попутчики

8 июня в московском «Пионере» пройдет примечательная встреча: два критика — Дж. Хоберман и Роман Волобуев — поговорят о Холодной войне в жизни и на экране. Мы со своей стороны предлагаем прибыть на public-talk во всеоружии. Начните со статьи Михаила Трофименкова о «черных» списках Голливуда 1950-х.

Любовь к мелодраме. Российский случай
25 МАРТА, 2015 // Штудии

Любовь к мелодраме. Российский случай

Пока не отгремел прокат эмоциональных кинокачелей «Да и да», «Сеанс» решил поговорить о мелодраме. Почему в России так любят душещипательный жанр и где искать истоки страсти к жестокому романсу? В литературной истории вопроса разбирается Светлана Адоньева.

//
3,983
Кинематограф и загробные походы
24 ИЮЛЯ, 2014 // Штудии

Кинематограф и загробные походы

Сегодня в 20.00 в баре «Биржа», что на Биржевом переулке, 4, пройдет «философский сторителлинг» Александра Секацкого и Ярослава Катаева «Про судьбу, счастье и другие напасти». А в «Сеансе» между тем кипит работа по подготовке нового номера журнала под кодовым названием «Утопия». Одну из статей, как раз написанную Александром Секацким, мы публикуем сегодня в блоге.

Год черного человека
2 ИЮНЯ, 2014 // Штудии

Год черного человека

Недавняя победа «12 лет рабства» на «Оскаре» — не случайность, но часть феномена «черного кино», которое переживает сейчас в США настоящий ренессанс. Об этом заметном для американского кино явлении рассказывает Ярослав Кутепов.

//
3,096
Кровь — Moloko Plus
24 АПРЕЛЯ, 2014 // Штудии

Кровь — Moloko Plus

Стэнли Кубрик, ретроспективу которого сегодня начинает в Петербурге журнал «Сеанс», не писал манифестов и не создавал школ. Однако его уникальные работы сами по себе преобразили кинематограф, реформировав визуальный язык. «Сеанс» собрал небольшую часть фото- и видеосвидетельств того, как Кубрик продолжает формировать повестку дня в современном кино.

«Вечное возвращение»: чистая форма времени
6 ФЕВРАЛЯ, 2014 // Штудии

«Вечное возвращение»: чистая форма времени

Приз российских критиков за лучшую режиссуру в 2013 году получила Кира Муратова с «Вечным возвращением». Михаил Ямпольский возвращается к этой картине, привлекая в соратники Делеза.

//
8,443
Выставка ерунды. Приключения мистера Сёрка в стране большевиков
17 ЯНВАРЯ, 2014 // Штудии

Выставка ерунды. Приключения мистера Сёрка в стране большевиков

Алексей Васильев продолжает знакомить наших читателей с тайными сторонами кинематографа. На сей раз с тем, как американский классик Дуглас Сёрк окольными путями добрался до советского зрителя.

«Ну все, ребята, конец!»
14 ЯНВАРЯ, 2014 // Штудии

«Ну все, ребята, конец!»

И еще одна новость по обновлениям на сайте. За каникулы кроме «французского» номера мы наконец внесли в архив «Сеанс» № 45-46. Почти все статьи этого журнала уже были опубликованы в блоге, но теперь вы можете осмыслить номер как одно целое. Прочитать весь блок про британское кино. Или, например, замечательное исследование Виктора Филимонова из раздела «Человек на земле», которое мы публикуем ниже.

//
3,909
Око лукавого
9 ЯНВАРЯ, 2014 // Штудии

Око лукавого

В нашем «архиве» обновление, теперь там есть и электронная версия «французского» номера «Сеанса». Есть, где побродить в тягостных раздумьях. Для затравки предлагаем прочитать одну из статей Михаила Трофименкова.

Эрнст Любич: История на крупных планах
27 ДЕКАБРЯ, 2013 // Штудии

Эрнст Любич: История на крупных планах

В понедельник, 30 декабря, не страшась подступающего Нового года, киновед Андрей Андреев покажет в «Порядке слов» «Мадам Дюбарри» Эрнста Любича. Сделает он это не просто так, а представляя новейший «Сеанс», статью из которого мы и публикуем. Итак, внимание: Эрнст Любич как серьезный исторический режиссер.

Тарковский: память и след
17 ИЮНЯ, 2013 // Штудии

Тарковский: память и след

В Плёсе закончился кинофестиваль «Зеркало». Публикуем доклад, прочитанный на фестивале Михаилом Ямпольским.

Оптимистическая поэма
13 МАЯ, 2013 // Штудии

Оптимистическая поэма

Сегодня в рамках фестиваля «Виват, кино России!» в «Порядке слов» начинается специальная программа, составленная из фильмов, выпущенных 20 лет назад — в 1993 году. В течение недели будут показаны «Остров мертвых», «Оранжевый джаз», «Барабаниада», «Русский рэгтайм» и «Тихие страницы». Все фильмы представят авторы. Первый — Олег Ковалов с «Островом мертвых». «Сеанс» републикует энциклопедическую заметку Евгения Марголита, написанную о фильме для «Новейшей истории отечественного кино».

//
2,441
Не пожар, так землетрясение
16 АПРЕЛЯ, 2013 // Чтение / Штудии

Не пожар, так землетрясение

Голливуд идет войной на Белый дом, проверяя на прочность основы американской политической власти: только что вышло в прокат «Падение Олимпа» Антуана Фукуа, не за горами «Штурм Белого дома» Роланда Эммериха. О сходном конкурентном противостоянии 1930-х рассказывает Александр Маркин. Статья была написана для немецкого сборника Stilepochen des Films. Classical Hollywood , который выйдет в этом году.

//
2,733
Невозможность «проверки»
22 ФЕВРАЛЯ, 2013 // Чтение / Штудии

Невозможность «проверки»

Умер Алексей Герман. Это ужасная трагедия, масштаб которой сегодня трудно осознать. Мы предлагаем читателю несколько фрагментов из книги Михаила Ямпольского о Германе, посвященных «Проверке на дорогах».

//
6,189
Не по той логике
21 ФЕВРАЛЯ, 2013 // Штудии

Не по той логике

Евгений Марголит о фильме «Хрусталев, машину!». Текст был написан специально для энциклопедии «Новейшая история отечественного кино».

//
5,558
Первый после революции
21 ФЕВРАЛЯ, 2013 // Штудии

Первый после революции

Любовь Аркус и Евгений Марголит – о судьбе фильма «Мой друг Иван Лапшин» на фестивале в Локарно, где картина получила «Бронзового Леопарда». Текст был написан для энциклопедии «Новейшая история отечественного кино».

//
5,832
История как ассамбляж
15 ФЕВРАЛЯ, 2013 // Лекции / Штудии

История как ассамбляж

Михаил Ямпольский прочел в «Порядке слов» лекцию о кризисе больших исторических нарративов, понятии «историзма» и генеалогии монтажа. Мы публикуем расшифровку выступления.

Узкий круг бытовых проблем
30 ЯНВАРЯ, 2013 // Штудии

Узкий круг бытовых проблем

Сегодня вся страна отмечает девяностолетие Леонида Гайдая. «Сеанс» републикует энциклопедическую статью Евгения Марголита об истоках народной любви к великому комедиографу.

//
3,514
Документалистика как онтология
3 ЯНВАРЯ, 2013 // Штудии

Документалистика как онтология

Продолжаем праздничное вещание: подводя итоги года, о двух документальных фильмах Сергея Лозницы для «Сеанса» написал Михаил Ямпольский.

Каждый охотник желает знать…
26 ДЕКАБРЯ, 2012 // Штудии

Каждый охотник желает знать…

Не «Хоббитом» единым. 27 декабря в российский прокат выйдет «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. Наши зрители, лишенные возможности увидеть фильм на большом экране, смогут ликвидировать этот досадный пробел. Мы же вплоть до выхода на экраны «Джанго освобожденного» в январе будем публиковать различные тексты о главном режиссере 90-х. Начинаем с архивного материала Сергея Добротворского, напечатанного в «Сеансе» № 11.

Гибель богов
17 ДЕКАБРЯ, 2012 // Штудии

Гибель богов

«Сеанс» выпустил еще одну книгу: это том известного петербургского театрального критика Бориса Тулинцева «Тихий город. Критика из подполья». Одну из статей сборника мы сегодня публикуем у себя в блоге.

О том, как товарищ Чкалов за счастьем ходил
15 ДЕКАБРЯ, 2012 // Штудии

О том, как товарищ Чкалов за счастьем ходил

14 декабря на Васильевском острове в ЦСИ Сергея Курехина началась неделя фильмов с его музыкой. Показывают и короткометражные «Комплекс невменяемости» и «Переход товарища Чкалова через Северный полюс», и полнометражные «Оно», «Замок», «Господин оформитель». Мы же предлагаем прочитать текст из нашего необъятного архива.

Письмо Любе Аркус: о любви, свободе и немного о кино
13 ДЕКАБРЯ, 2012 // Штудии

Письмо Любе Аркус: о любви, свободе и немного о кино

Сегодня 13 декабря на «Артдокфесте» в большом зале кинотеатра «Художественный» сразу по окончании «Антон тут рядом» (начало в 22.00) состоится первый публичный показ трех коротких фильмов из нового проекта Любови Аркус. Мы приглашаем всех на этот сеанс и публикуем письмо, написанное режиссеру Михаилом Ямпольским.

1 ДЕКАБРЯ, 2012 // Штудии

Невозможность наблюдателя

На прошлой неделе начинающий пользователь социальной сети Facebook Михаил Ямпольский опубликовал на своей странице заметку о новом фильме Антуана Каттина и Павла Костомарова Playback, которым открывалось последнее «Послание к человеку». Чтобы сделать текст доступным для более широкого круга читателей, мы републикуем его дополненную версию у себя.

О роли зрителя в кино
14 НОЯБРЯ, 2012 // Видео / Лекции / Штудии

О роли зрителя в кино

Ушла в типографию книга Евгения Марголита «Живые и мертвое», подготовленная «Сеансом». Мы же публикуем здесь запись лекции, прочитанной Евгением Яковлевичем в «Порядке слов».

Чапаев
Kansk
3D
Форсайт
Синяя птица
3D
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»