Интервью

Вася, слушай, кинь на стенку!


Вы фактически единственный игровой режиссер, который реализовал идею «кино мгновенного действия». Я помню точно, что премьера тех же «Бандерлогов» была между митингами. Буквально с площади бежали греться на показ фильма.

Вообще говоря, все меняется столь быстро, что есть угроза пролететь. И фильм получится про позавчера, а не про сегодня — в августе 91-го года все поменялось, например, мгновенно, 22-го числа уже жили в другой стране. Правда, не очень понимали этого, но это уже другой разговор. Мне важно уловить тенденции, чтобы фильм не устарел… Вы меня подловить насчет «Процесса» хотите? Нет, экранизировать процесс «Кировлеса» у меня не было никакого желания. Потому что он самодостаточен, это сам по себе спектакль по Кафке. Они конкуренты мои. И потом, к моменту выхода фильма будет еще десяток, наверное, этих «лесов», «полей» и так далее. Я «Процесс» читал лет двадцать назад. И прошлым летом где-то наткнулся на него на книжной полке. Ну-ка, думаю, было бы любопытно его перечитать сейчас, в свете событий. Прочел за одну ночь. То есть отправная точка в актуальности. И был соблазн все осовременить. Но я сразу отбросил эту идею, понял, что надо экранизировать Кафку, а не писать вербатим, отталкиваясь от сюжета. Скорее, я импровизирую на тему, не слишком отходя от первоисточника.

Процесс. Реж. Константин Селиверстов, 2013

А как вообще получилось, что вы решили собирать на фильм деньги таким образом? Почему не пошли тем же безбюджетно-партизанским путем, как обычно?

Ну, скажем, снимал себе Сэм Рэйми «Зловещих мертвецов». А потом взял и снял «Человека-паука». Я не знаю, насколько правильная аналогия, он все-таки не собирал на него с миру по нитке деньги, но другие за него это сделали. А если серьезно, то ситуация такова, что «Процесс» действительно сильно отличается от того, что я делал раньше. По многим параметрам, и я решил, что ему не повредит качественный звук, сделанный с участием специалистов. Но тут надо оговориться: изначально мне предлагали собрать вообще весь бюджет фильма. Я даже подготовил нужную документацию, но затем решил, что не осилю всю сумму. Мне хотелось в первую очередь просто попробовать и посмотреть: получится или нет.

Я как раз недавно делал большой материал про краудфандинг и пытался понять, на какие проекты таким образом собирают деньги. Выяснилось, что это вовсе не какие-то радикальные вещи, не независимое кино как оно есть, а примерно то же самое, что и всегда. Классический пример — история про то, как за три дня едва ли не всю требуемую сумму собрал проект фильма о подвиге панфиловцев, то есть патриотический блокбастер.

Я вот что скажу в связи с этим: тут по радио сказали, что у свежеоткрывшегося общественного телевидения кончились деньги. И выяснилась любопытная деталь, что государство им выделило полтора миллиарда, которые они уже проели, а дальше планировалось, что телевидение будет существовать на добровольные пожертвования. То есть, раз оно общественное, то его будет содержать общество. С самого начала объявили, что можно переводить деньги на такой-то счет. За несколько месяцев, что ОТР существует, народ пожертвовал пятьдесят тысяч рублей. И министр печати дал еще из своего кошелька сто тысяч — в два раза больше, чем все население России! Это я к тому, что я за неделю собрал тридцать тысяч, а Общественное телевидение за три месяца — пятьдесят. Не так уж плохо… Но, вообще, если честно, мне кажется, что это дело случайности, генератор случайных чисел. Повезет — соберешь, не повезет — не соберешь.

Процесс. Реж. Константин Селиверстов, 2013

Получается, что с краудфандингом спешат все на свете поиграть, просто чтобы понять, что это такое и работает ли оно?

Знаете, я вчера ехал в метро, и в вагон заполз человек такой на четвереньках. Ноги на месте, но ползает и денег просит. И я на него посмотрел: мамочки, это же я! Ровно так же прошу денег на звук для фильма. И как только эта ассоциация у меня появилась, я полез в карман и дал ему денег. Выхожу из вагона, мне нужна была пересадка — стоит старушка с протянутой рукой. О, да это тоже я! И опять лезу в карман, даю денег. Такая цепная реакция, ты понимаешь, что ты не дашь, и тебе никто не даст.

А в чем принципиальное отличие «Процесса» от прочих ваших фильмов? Почему именно на нем решили так действовать, а не, скажем, на «Бандерлогах», фильме про митинги зимы 2011-2012 годов?

Нет, ну я всегда хотел снимать кино с большим бюджетом. Не любой ценой, естественно, полмиллиона долларов мне бы хватило. «Процесс» мне казался как раз тем случаем, когда такое возможно и даже необходимо. Здесь я работал с оператором, а не сам снимал. У меня было нормальное освещение. Я работал с первоклассными актерами из БДТ, театра Ленсовета и Александринки. И, в общем, я потратил на это год, была серьезная подготовка, репетиции. Сам процесс, пардон, был другим. Я понял, что надо выходить уже на новый уровень. И, хотя это было тяжело организационно, этот шаг вперед сделать получилось. Конечно, работать так было труднее, хотя бы потому что мне надо было координироваться с профессионалами. Мне надо снимать, а у актера съемки в сериале «Дорожный патруль», например. И, выбирая между этим «Дорожным патрулем» и Кафкой, актер вынужден отдавать предпочтение «Патрулю», потому что там его обед.

Процесс. Реж. Константин Селиверстов, 2013

А откуда все они взялись? Как получилось привлечь профессионалов, если съемки были все же бесплатными?

Ну, все накопленное за пятнадцать лет на это пошло. И потом, интерес и азарт, видимо, сработали. В предыдущих работах все делалось изначально по-другому — как бы под документ, ручной камерой. Здесь другая стилистика: черно-белый фильм, вроде как нуар. Да, кстати, забыл важное сказать про краудфандинг: большая часть денег была собрана, благодаря Антону Носику.

Каким образом?

Кураторы Boomstarter мне сказали, что один из пунктов программы — связаться с популярными блоггерами. Первым делом надо написать всем друзьям по контакту и фейсбуку. Но у меня друзей тысяча двести с лишним: я говорю, ребята, у меня это несколько лет займет! И сел писать. Что надо написать? Немножко о проекте, ну и помогите чем можете. Либо материально, либо репостом. Материальную помощь ни у кого просить я не смог. Составил несколько болванок, что вот с этим у меня официальные отношения очень, с ним я на вы. «Если не затруднит, помогите». А с этим на ты: «Вася, слушай, кинь на стенку!». Кураторы пытались меня отговорить рефлексировать, но я так и не преодолел это, не могу денег просить. Написал Носику, а он возьми да и напиши у себя в блоге, что поддержал мой проект и перечислил мне тысячу рублей. И как только написал, сразу резко стали появляться спонсоры. И я понял, что именно это работает. Та же история с панфиловцами сработала, потому что о них Гоблин написал. Задача номер один — донести информацию. Я же не могу до десятков тысяч людей донести новость, что я фильм снял. И что я вообще есть, и что я снял «Процесс», и что он такой актуальный… Вопрос именно в рекламе. Вчера депутат ЗакСа написал про наш фильм! Правда, от «Яблока», Борис Вишневский. Но теперь все фракции должны высказаться: Милонов пусть поругает, скажет, что эта дрянь нам не нужна. И тогда никакой краудфандинг не нужен будет, проблемы со сбором средств сами отпадут. Нет, правда, пусть Милонов поругает!


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: